Российский союз автостраховщиков (РСА) давно вынашивал идею введения повышающих или понижающих коэффициентов для водителей. Эти коэффициенты должны присваиваться автоматически в зависимости от того, насколько безопасно человек водит автомобиль. Если за год не произошло ни одной аварии, то водитель вправе рассчитывать на существенное понижение стоимости ОСАГО. На заседании государственного Совета при председательстве президента Владимира Путина эта идея была высказана публично и получила одобрение.
«Принято эпохальное решение для автомобилистов. Человек активно ездящий и часто нарушающий правила дорожного движения будет теперь платить за страховку значительно больше, чем законопослушный водитель», — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. Причем мощность двигателя теперь не будет влиять на стоимость ОСАГО. Предложено отменить региональные повышающие коэффициенты и мощностные. Тем самым водитель «Бентли» с 12-цилиндровым мотором, никогда не попадающий в ДТП, получит льготы, а колхозный лихач, разбивший уже не один автомобиль, получит очень дорогое ОСАГО.
Как рассказал президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс, на дорогах России складывается парадоксальная ситуация — почти 70% аварий происходит по вине 5% лихачей. Аварии устраивают одни и те же люди, и если их привести к ответу, то на дорогах страны можно навести порядок. Ну а самый действенный регулятор, конечно же, финансовый.
Проект закона уже составлен Министерством финансов, и 1 июля он пройдет обсуждение в правительстве, после чего будет вынесен на рассмотрение в Госдуму. В соответствии с новым законом, каждому водителю будет присваиваться рейтинг в зависимости от соблюдения им ПДД. У нарушителей с минимальным рейтингом стоимость ОСАГО возрастет в три и более раз.
«За одно случайное нарушение никто наказывать не станет, а вот пяти грубых нарушений ПДД в год вполне достаточно, чтобы составить представление о специфике вождения того или иного гражданина, — продолжает Игорь Моржаретто. — Рейтинг лихача понизится, а вместе с ним начнет расти и стоимость ОСАГО».
Как отметил руководитель подгруппы «Безопасность и организация дорожного движения» рабочей группы Госсовета по направлению «Транспорт» Александр Дрозденко, законопослушных водителей не оставят без поощрения. Если в течение 3-4 лет водитель соблюдает правила дорожного движения, то он вправе платить за страховку существенно меньше, чем стандартный водитель. К примеру, в Европе скидка достигает 25%.
«Существует корреляция между тем, насколько часто человек нарушает правила, и тем, сколько раз он попадает в ДТП на своем автомобиле, — рассказывает координатор „Общества Синих ведерок“ Петр Шкуматов. — Если человек водит агрессивно, то он априори рано или поздно окажется в ДТП. Поэтому очевидно, что такого водителя надо осадить рублем. Повышающие коэффициенты будут иметь воспитательный и профилактический эффект.
Если водитель на прогнившей „девятке“ уже разбил не один автомобиль, нарисовал себе несколько звездочек на капоте и вновь занимается беспределом на дороге, то почему простые граждане должны оплачивать его проделки? По сути сейчас 70% законопослушных водителей платят за ОСАГО те деньги, которые тратятся на возмещение ущерба, причиненного 5% лихачей. Это неправильно».
Между тем, эксперты отмечают, что при введении нового расчета ОСАГО возможны риски иного рода. Лихачи могут перестать покупать ОСАГО. То есть 5% водителей, которые сейчас устраивают подавляющее большинство аварий, окажутся вне закона. Тогда законопослушным водителям придется через суды получать с них деньги на ремонт, что достаточно проблематично. Поэтому с введением дифференциорованного коэффициента планируется усилить контроль за наличием страховки. Система видеофиксации нарушешний способна осуществлять подобный контроль дистанционно по номерам автомобилей и может начислять штрафы, если увидит автомобиль с номером, на который не выписан полис. Подобные комплексы контроля уже работают в тестовом режиме на улицах столицы.
«Контроль за поведением водителя можно проводить и через ГЛОНАСС, — рассказывает Игорь Моржаретто. — Уже сейчас при покупке КАСКО можно поставить программу на машину, и она будет транслировать в автоматическом режиме данные о вождении в единый информационный центр страховщиков. В течение года за спокойную езду водителю начисляются баллы за соблюдение ПДД. Если он набирает 100 баллов, то страховка будет очень дешевой, а если у него от силы 30 баллов, то тогда придется доплатить. На мой взгляд, это очень удобно. Подобная пактика может быть использована и при расчете ОСАГО».
Смотрите также:
- Лихач платит дважды. За какие нарушения будут повышать стоимость ОСАГО? →
- «Народное» ОСАГО: Минфин предлагает ввести коэффициент для небогатых →
- ОСАГО без бумаги. Что ждет автовладельцев? →