Есть ли толк от «спортивного» грохочущего выхлопа на автомобилях?

Категория:  Обслуживание Авто
Ответ редакции

Спортивные автомобили бывают громкими. На специализированных автодромах и на раллийных трассах раздается такой треск и вой, что его эхо разносится по округе и слышится за многие километры от места заездов. Для соревнований это нормально, однако бывает, что городские стритрейсеры стараются установить на свои машины такой же спортивный выхлоп и выезжают с ним на дороги общего пользования. Громкий шум пугает пешеходов, раздражает водителей и вызывает общее негодование. Действительно ли, чем громче машина, тем она мощнее?

   
   

Лабиринт для газов

Мощность двигателя, помимо прочего, зависит и от системы выхлопа. Если обеспечить идеальный отвод газов, то мотор выходит на проектную мощность. Однако с такими характеристиками он не всегда доходит до покупателей. На автомобиль ставится система выхлопа, в задачах которой значится не только идеальный отвод газов, но и выполнение экологических нормативов, а также стандартов по шуму, которые для легкового автомобиля не должны превышать 96 дБ.

На трубы ставится сложный катализатор с камерой дожига выхлопных газов, резонатор и глушитель. После выхода из камер сгорания газы попадают в катализатор и проходят через сложный процесс термической обработки, при которой недогоревшие пары бензина минуют несколько стадий с распадением до углекислого газа и прочих маловредных химических веществ.

Далее газ поступает в резонатор, где гасятся низкие частоты, а затем влетает в глушитель, где теряется в лабиринтах камер. В итоге голос автомобиля становится почти неслышимым.

Однако все это нагромождение труб и банок препятствует прямому выходу газов, из-за чего на максимально высоких оборотах, в режимах работы, близких к красной зоне тахометра, наблюдается падение мощности мотора. Силовой агрегат просто не может развить максимальный момент из-за того, что электроника не дает создать слишком большой поток выхлопа, которые не полностью догорает в катализаторе. Выхлопная система тормозит этот поток газов.

Прямоточная система выхлопа

Поэтому различные спортивные мастерские при подготовке спорткаров к соревнованиям значительно перерабатывают систему выхлопа. Из нее удаляется катализатор, а также резонаторы и глушитель, так как требования к спортивным авто, используемым только на треке или на специализированных площадках, намного более щадящие с точки зрения экостандартов.

Затем на автомобиль монтируется новая выхлопная система прямоточного действия и перепрошивается блок управления двигателем, то есть меняется программа работы силового агрегата. Он начинает много потреблять топлива и выбрасывает гораздо больше вредных веществ в атмосферу. Прямоточная выхлопная система не препятствует оттоку газов и помогает мотору выйти на проектную мощность.

   
   

«Прямоток» состоит из труб увеличенного диаметра, со сглаженными изгибами и уменьшенным числом сочленений. Как правило, катализатор и резонатор отсутствуют, а глушитель состоит не из лабиринта камер, а из перфорированной трубы, погруженной в шумопоглощающий материал.

Такой прямоточный выхлоп позволяет вернуть примерно 15% утраченной двигателем мощности. Правда, у него есть два существенных недостатка. Прямоточная конструкция заметно громче обычного гражданского выхлопа, и с ней запрещено показываться в городах и на дорогах общего пользования из-за несоответствия экологическим стандартам. Спортивные автомобили перевозятся к местам соревнований на платформах-прицепах или в кузова грузовиков.

Между тем есть тюнеры, которые пытаются подражать раллийным гонщикам и устанавливают на свои гражданские машины очень громкий выхлоп. Они могут поставить глушитель с «прямотоком», который будет грохотать, как у спортивного болида. Однако прироста мощности он не дает и работает только на шумовой эффект. Без удаления катализатора и монтажа системы заново невозможно добиться ощутимого прироста мощности.

Поэтому толка в грохочущих стритрейсерских машинах почти никакого.

Смотрите также: