Газобалонное оборудование используется достаточно давно, и автомобилисты его уже оценили. По данным Минэнерго, сейчас около 150 тысяч машин в России переведены на газ и неплохо трудятся в жару и в морозы. Однако до 2030 года планируется существенно увеличить это число и довести газовый автопарк до 700 тысяч машин, включая грузовики, маршрутки и автобусы. Это позволит увеличить потребление газа на транспорте с сегодняшних 600 млн кубометров до почти 11 млрд. А это уже серьезно: газовые автомобили начнут составлять заметную конкуренцию бензиновым.
Правда, чтобы обеспечить им равные возможности, потребуются существенные вливания в инфраструктуру. Заявляется, что к 2030 году планируется расширить сеть газозаправочных станций с 380 до 2,4 тыс. Половину из них введут в строй в 2024 году и в основном на междугородних автострадах. Уже в 2019 году на строительство новых газовых АЗС и переоборудование транспорта будет выделено около 4 млрд рублей. Таким образом, вскоре любой желающий сможет предпринимать междугородние вояжи на газе.
«Газовое оборудование хорошо тем, что позволяет добиться таких же экологических показателей, как у дорогих и очень капризных электрокаров, — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Автомобиль для перехода на газ почти не требует переделок, его мотор способен работать как на бензине, так и на газе, а дальность хода остается прежней. И больше всего в Европе почитается сжиженный газ».
Достоинства сжиженного газа
Сжиженный газ состоит из пропана и бутана, получаемых из природного газа и нефти. Он значительно безопаснее природного газа, так как хранится в баллонах под относительно небольшим давлением: 16 атмосфер. Это меньше, чем у метана, в 15 раз. Это значит, что баллон будет легче, а количество принимаемого горючего на одной заправке окажется больше. Таким образом, пробег автомобиля на жидком газе вдвое превышает аналогичный показатель при использовании сжатого.
Сжиженный газ может использоваться современными впрысковыми моторами, однако ряд немецких компаний разрабатывают специальные автомобили под голубое топливо. Они имеют встроенный газовый баллон, спрятанный под сиденьями, и небольшой бензобак на 10-20 литров, предназначенный для запуска мотора и его прогревания в морозы. Такие машины не уступают по характеристикам бензиновым. Они столь же экологичны, как электрокары, при этом ресурс газовых моторов вдвое больше бензиновых.
Дело в том, что октановое число газового топлива выше, чем у бензина, и составляет 105 единиц. Поэтому детонационная стойкость сжиженного газа больше, чем даже у спортивного бензина высшего качества. Это позволяет снизить нагрузки на стенки цилиндров и поршни во время активного вождения.
Газовая смесь лучше смешивается с воздухом, сгорает полностью, поэтому не образуется нагар на поршнях и клапанах. В атмосферу не выделяется огромного количества углеродистых и азотных окисей и несожженных углеводородов, как у бензиновых моторов.
Кроме того, газовое топливо лишено еще одного недостатка, свойственного бензину. Во время холодного пуска бензин иногда сгорает не полностью, проникает через кольца в картер и смешивается с маслом. Тем самым ухудшается смазка рабочих поверхностей.
Взрывоопасен и не летуч
Однако газовое топливо имеет и свои недостатки. Во-первых, газ очень взрывоопасен. При испарении 1 л сжиженного газа образуется около 250 л газообразного. Если в результате чрезвычайного происшествия или аварии топливная магистраль окажется нарушенной, то испаряющийся газ начнет активно заполнять пространство вокруг, грозя взрывом. Газ плохо улетучивается и скапливается внутри кузова. Это случай редкий, но возможный. Естественно, курить в машине «на газу» запрещено.
Если чувствуется запах газа, нельзя ставить такой автомобиль в гараж или рядом с домом, тем более — в доме, где гараж расположен на первом этаже.
Газовое оборудование не очень хорошо переносит и работу в жарком климате. Полностью заправленный газом автомобиль не стоит оставлять надолго без движения на солнце, особенно если он черного цвета. Раскаляющийся кузов передает температуру в узлы топливной аппаратуры и непосредственно газу, который начинает испаряться внутри топливных магистралей, увеличивая давление на трубки. Баллон обычно очень хорошо защищен от перепада температур, а магистрали — нет.
В худшем случае из-за роста давления может образоваться утечка. И чем старше газовая машина, тем риск утечек выше.
Поэтому при переходе с бензина на газ придется хорошо поразмыслить. Однако пробеги на дальние расстояния на газе будут обходиться намного дешевле, чем на бензине и на солярке. Поэтому, скорее всего, первыми на газ перейдут грузовой транспорт и такси. А потом уже подтянутся легковые машины.