Тест в борьбе за жизнь. Как профилактика уменьшает количество ДТП

Одной из целей нацпроекта «Безопасные качественные дороги» является снижение к 2030 году смертности на дорогах в 3,5 раза. И по итогам прошлого года количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 8,1%.

   
   

В России проводится целый комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ДТП. Помимо обновления дорожного покрытия — а этом году в 84 регионах страны отремонтируют более 15 тыс. км трасс — обустраивается и инфраструктура. Устанавливаются дорожные знаки, тротуары, барьерное и пешеходное ограждение, светофоры, стационарное освещение, камеры фотовидеофиксации. Так, за 2021 год было обустроено более 172 тыс. дорожных знаков, 1,2 млн пог. м барьерного ограждения, 204 тыс. пог. м пешеходного ограждения, 848 тыс. пог. м освещения, 2,5 тыс. светофоров, а также нанесено более 19 млн пог. м разметки.

«Легенды дорог»

Конечно, не только новенькие, оборудованные по последнему слову техники дороги играют роль в достижении поставленных целей. Не менее важна профилактика дорожно-транспортного травматизма. В частности, программы, нацеленные на повышение уровня информированности людей о мерах безопасности на дорогах. Одна из таких — тест «Легенды дорог», который разработали ГУОБДД МВД России и АНО «Национальные приоритеты».

Тест разработан одновременно для двух категорий участников дорожного движения — пешеходов и водителей, отметил заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Олег Понарьин: «Пройти тест можно на сайте национальныепроекты.рф. Задания, разработанные при нашем участии, ориентированы на широкую аудиторию и охватывают основные положения ПДД. В основе разработанных вопросов теста “Легенды дорог” — смоделированные ситуации, с которыми ежедневно сталкивается каждый участник дорожного движения. Вопросы и ответы на задания позволяют вспомнить основные алгоритмы безопасного перехода проезжей части дороги, проезда перекрестков, движения вблизи трамвайных остановок и многое другое. Игровая форма подачи материала и яркое иллюстративное сопровождение тестовых вопросов облегчит усвоение знаний, необходимых для безопасного участия в дорожном движении». 

После ответа на все вопросы, в зависимости от количества правильных ответов пользователь получает карточку-статус с персонажем, профиль которого иносказательно указывает на имеющиеся пробелы в знании правил дорожного движения. Полученной карточкой пользователи могут поделиться в своих социальных сетях.

Меньше гибнет пешеходов

Надо отметить, что все работы по обеспечению безопасности дорожного движения в стране идут в тесном контакте с ГИБДД. Например, в Брянской области реализуется «пилотный» проект по повышению безопасности движения пешеходов на 2021–2025 годы. 

В регионе уже сегодня ощутимы результаты усилий по снижению количества ДТП и числу погибших пешеходов. По итогам прошлого года общее число наездов на пешеходов сократилось на 27,7%, количество погибших — на 22,7%, пострадавших — на 26,5%. Снизилось и число ДТП из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами (на 26,8%), погибших в них людей — на 33,3%, пострадавших — на 20,5 %.

   
   

В рамках работ по ремонту выполнено благоустройство 108 км искусственного освещения, 79 км пешеходных тротуаров и 6,5 км ограждений, 59 дорожных искусственных неровностей, 28 светофорных объектов и 32 автобусных остановок. На этих объектах, в том числе, применена дублирующая светодиодная индексация сигнала светофора, введено ограничение максимальной скорости движения, установлены проекционные системы дорожной разметки «Зебра». В местах применения инновационных технических устройств ДТП, связанных с наездом на пешеходов, не зарегистрировано. 

В этом году в регионе будет увеличено количество мероприятий, направленных на повышение защищенности пешеходов от ДТП на сети федеральных дорог. Кроме того, активно ведется работа по профилактике нарушений со стороны водителей. Самое опасное — пьяный за рулем. И тут есть действенный метод: развитие в обществе механизма участия граждан по недопущению управления автомобилем водителей в нетрезвом состоянии. 

Выпил? Мимо руля! 

В Нижегородской области через публикации в СМИ, на интернет-сайтах, в социальных сетях, на сайтах органов исполнительной власти и пр. также проводятся масштабные мероприятия, направленные на пропаганду нетерпимости к нетрезвым водителям. На различных площадках с профилактическими беседами выступают руководители Госавтоинспекции, представители регионального Минтранса, молодежного правительства региона, представители спортивного сообщества и бизнеса и социально-активные граждане, которые являются лидерами общественного мнения. 

Проводится и популяризация экстренного телефона 112: люди с активной гражданской позицией всегда могут позвонить на этот номер и сообщить о конкретном водителе, который нетрезвым уселся за руль. И это работает. Так, по номеру 112 в 2021 году поступило более 2 тыс. звонков, при обработке которых было задержано 510 нетрезвых водителей. Практически каждый четвертый. Всего в ходе надзора за дорожным движением в 2021 году выявлено более 11,5 тыс. нетрезвых водителей. 

В целом за 2021 год число ДТП с нетрезвыми водителями и погибшими в них людьми сократилось в регионе более чем на 19%. За два месяца 2022 года количество ДТП по вине водителей в состоянии опьянения снижено почти на четверть (на 23,7%), число пострадавших в таких происшествиях сократилось более чем на треть. И не допущено роста количества погибших в ДТП. 

Выезд на встречку — трагедия

А в Калужской области уже почти год реализуется «пилотный» проект по сокращению смертности на дорогах в результате выезда на полосу встречного движения. За это время был проведен анализ 180 дорожных участков, на которых не менее двух раз происходили ДТП с выездом на встречку. С учетом их специфики и были подготовлены профилактические мероприятия.

Первая, основная группа содержит классические технические решения. Сюда входят: барьерные ограждения для разделения встречных транспортных потоков, снижение разрешенной скорости на 20 км/ч на опасных участках дорог, корректировка дорожной разметки, дублирование дорожных знаков о запрете обгона. Также модернизируются дороги, помимо обновления дорожного полотна укрепляются обочины, улучшается обзорность на виражах, устанавливаются системы искусственного освещения.

Вторая группа мероприятий касается информационного сопровождения «пилотного» проекта. Через СМИ и через соцсети рассказывается о причинах и последствиях ДТП. На региональном телевидении идут ролики, предупреждающие водителей об опасности выезда на встречную полосу. Задача — наглядно показать, к каким трагическим результатам может привести спешка за рулем.