Попали на ОСАГО. Автоподставщики осваивают новые схемы мошенничества

Автоподставщики постоянно меняют мошеннические схемы. Если раньше на российских дорогах устраивали фальшивые аварии и ставили на автомобили заранее поврежденные детали, чтобы вымогать деньги у водителей, то сейчас цели немного изменились. Машины в ДТП бьют по-настоящему для того, чтобы получить возмещение от страховой компании. Расходы страховщиков растут, и вместе с повышением цен на детали есть вероятность, что деятельность мошенников может сказаться на стоимости ОСАГО.

   
   

Схема мошенничества

С 2017 года действует приоритет натурального возмещения — страховые компании вместо выплаты деньгами по ОСАГО направляют пострадавшую в ДТП машину на ремонт. Однако деньги тоже можно получить, если стоимость ремонтных работ больше 400 000 рублей или здоровью потерпевшего причинён тяжкий или средней тяжести вред, а также при полной гибели транспорта. Мошенники пользуются этими лазейками и стараются устраивать аварии с максимально большим ущербом, для чего используют дорогие иномарки.

К примеру, по данным союза автостраховщиков, в Краснодарском крае и Адыгее правоохранительные органы выявили группу мошенников, занимающихся имитацией подобных ДТП. Злоумышленники выбирали подходящее место для аварии, распределяли «роли» каждого участника, прорабатывали схему столкновения и просчитывали материальный ущерб. После изучения обстоятельств ДТП правоохранительные органы проверили участников на другие происшествия и выявили 22 однотипных подставных ДТП. От аферистов пострадали три страховые компании, которые оценили свой общий ущерб в 8 млн рублей.

Еще один непростой страховой случай недавно произошел в Москве. Была раскрыта новая схема мошенников на премиальных автомобилях, которые намеренно подставлялись под удар при перестроении на круговом движении. «Жертвой» обычно выбирался грузовик или фургон коммерческого транспорта. Автоподставщик двигался по правой полосе и при перестроении грузовика слева на кругу специально увеличивал скорость, чтобы попасть в аварию и обвинить в ней другого водителя.

Мошенничество удалось выявить при подробном изучении камер наблюдения. По подсчетам страховых компаний, четыре машины Bentley одного и того же владельца попадали в схожие ДТП в среднем раз в три дня. На его счету оказалось почти 60 аварий, а «доход» от каждого страхового случая составлял порядка 800 тысяч — 1 млн рублей.

В Приморье были зарегистрированы 32 подставные аварии, совершенные одной семьей, владеющей семью автомобилями. Мошенники намеренно провоцировали аварии, выступали в них пострадавшей стороной и получали право на страховые выплаты.

По неофициальной информации, семейство автомобильных аферистов может быть виновно в 160 подобных ДТП.

   
   

«Обычный клиент страховой компании по ОСАГО в среднем становится виновником ДТП примерно один раз в 15 лет. Если же человек попадает в аварию пять раз в год и чаще — это явный признак того, что клиентом страховой стал автоподставщик, — комментирует председатель президиума Всероссийского союза страховщиков ВСС Игорь Фатьянов. — Но критерии расследования для добросовестных водителей и автоподставщиков одинаковые, и это осложняет борьбу с мошенниками».

Есть и совсем удивительные примеры. В Волгоградской области мошенники имитировали смерть пострадавшего. Родственники мужчины, якобы погибшего в ДТП, потребовали от страховой компании выплату в 500 тысяч рублей. Однако служба экономической безопасности компании выяснила, что комплект документов был подделан. Пойманным аферистам грозит до 10 лет лишения свободы.

Как будут бороться?

Во Всероссийском союзе страховщиков считают, что одной из мер в рамках борьбы с мошенничеством могло бы стать разрешение страховым компаниям увеличивать сроки рассмотрения некоторых страховых случаев, а также корректировка стоимости полиса.

Страховые компании напоминают, что на основании пункта 19 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» размер расходов на материалы, запасные части и оплату работ определяется в соответствии с «Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Этот документ утвержден Положением Центрального Банка Российской Федерации № 755-П. Страховщики и руководство ремонтных мастерских не могут переписывать эти расценки в одностороннем порядке. Поэтому рост стоимости запчастей приводит к росту смет свыше 400 тысяч рублей, из-за чего страховщики уже не могут обходиться натурным возмещением и прибегают к практике денежного возмещения ущерба. 

Из-за роста цен на запчасти будет корректироваться и механизм направления на ремонт.