Детские кресла. Штрафы и новые правила 2026 года для родителей и водителей

Ребенок в детском автомобильном кресле. © / Александр Уткин / РИА Новости

Государственная Дума приняла законопроект, ужесточающий наказание за перевозку детей без использования автокресел и специальных удерживающих устройств, как то и предписано правилами. Поправки в ст. 12.23 Кодекса об административных правонарушениях, после того как их утвердит президент, вступят в силу уже с января 2026 года.

   
   

Тут надо сказать, что в этом году законодатели и чиновники много говорили о проблемах детского травматизма. Тема, конечно, очень серьезная и грустная. По официальной статистике МВД РФ, за девять месяцев 2025 года количество ДТП с несовершеннолетними (до 18 лет) увеличилось на 1,2 % (18 283), число погибших выросло на 4,6 % (662), раненых — на 1,6 % (20 476). Очень печально... Самое плохое, что во многих случаях виноваты в травмах и гибели детей... их родители: 57 % среди погибших несовершеннолетних были пассажирами... И в каждом третьем случае их перевозили без детских удерживающих устройств (или они не были пристегнуты ремнями безопасности).

Поэтому летом были внесены поправки в Правила дорожного движения. Детей до семи лет должны перевозить в автомобиле только в детском удерживающем устройстве (системе). Если ребенок старше, то можно перевозить его на заднем пассажирском сиденье машины. Но при этом он должен быть обязательно пристегнут штатным ремнем безопасности так, чтобы диагональная лямка проходила по груди, а не по шее! Или использовать бустер. При этом самые разные «лямки, адаптеры, фиксаторы, накладки на ремни безопасности и другие аналогичные предметы не являются детскими удерживающими системами (устройствами)» и, соответственно, запрещены.

Но вскоре после этого депутаты заговорили, что пора и поднять наказание за неправильную перевозку детей. Ведь, несмотря на то, что ежегодно ГАИ выписывает свыше 0,5 млн постановлений по ч. 3 ст. 12.23 («Нарушение установленных правил перевозки детей»), ситауция не меняется... И вот в канун Нового года Госдума приняла поправки в КоАП РФ, они сильно увеличили штрафы. Теперь наказание за перевозку ребенка с нарушением требований ПДД для физических лиц увеличивается с 3 до 5 тыс. рублей. Для должностных лиц санкции возрастают с 25 до 50 тыс. рублей, а для юридических — со 100 до 200 тыс. рублей.

Наказывать, конечно, надо! И решение об увеличении штрафа до 5 тыс. рублей за отсутствие кресла при перевозке маленького ребенка — считаю, вполне оправдано. Но при этом надо не навредить работе целой отрасли, а тут может именно так случиться... Ведь самозанятые, как сказано в пояснительной записке, «несут административную ответственность как должностные лица в случае, если такое правонарушение совершено в процессе осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси». А ИП — юридические лица. Иными словами, водителям такси, работающим в качестве самозанятых, за перевозку ребенка без детского кресла будет грозить штраф в размере 50 тыс. рублей, а если ты индивидуальный предприниматель — до размере 200 тыс. рублей. А в таком статусе работают практически 80 % всех таксистов...

   
   

Но, по моему твердому убеждению, этот штраф должен быть един для всех водителей независимо от того, управляет своей машиной частник или таксист, который оформил статус самозанятого. Ведь, в конечно итоге, именно водитель отвечает за безопасность пассажиров, независимо от того, какое у него гражданство, цвет глаз или юридический статус. Нарушать правила очень плохо, но почему учредитель ИП должен за это заплатить в 40 (!) раз больше, чем обычный водитель? Он при этом более опасен для детей? Или тут сработал «бухгалтерский подход» — с него можно денег получить больше, ведь у него есть счет в банке... Но какое это отношение имеет к безопасности? Оказывается, имеет.

Дале в том, что, заплатив однажды штраф в 50 или 200 тыс. рублей (что может значительно превышать его месячный доход), такой водитель, даже если есть у него в машине детское кресло, просто перестанет брать заказы на перевозку пассажиров с двумя детьми. Или откажется везти женщину с грудным ребенком, если у него в запасе только бустер... Увы, я не могу себе представить, чтобы обычный водитель такси возил в багажнике сразу несколько типов кресел (а их четыре вида!). Куда тогда пассажиры положат свой багаж?

Несколько видов детский кресел есть «на вооружении» разве только социальных такси, а таких немного даже в крупных городах; даже в Москве сегодня вызвать автомобиль с двумя детскими креслами — огромная проблема (мои родственники сталкивались). Ждать приходится очень долго...

Так что штраф в размере 50 тыс. рублей для самозанятого водителя, особенно в регионах, где он сравним с месячным доходом (а еще ведь большинство самозанятых работают в такси в формате подработки), может стать решающим фактором для того, чтобы... уйти в «серую зону». Где не надо платить налоги, выполнять невыполнимые требования (например, про ежедневное прохождение медосмотра и техосмотра автомобиля)... В таком случае новые санкции (в сочетании с другими мерами по ужесточению администрирования отрасли), могут привести совсем не к повышению безопасности. А к массовому росту отказов от перевозки пассажиров с маленькими детьми, и в долгосрочной перспективе — к увеличению числа нелегальных перевозок.

О таком эффекте законодатели подумали?

Я уже молчу о том, насколько повышается коррупционная опасность в случае, когда водителю грозит штраф в 200 тыс. руб. — за то, что он, например, холодным зимним вечером сжалился и согласился подвезти семью с двумя детьми...

Хотя правила, конечно, нарушать очень плохо! И безопасность детей — это важнейшая тема для всех.