Что делать, если машина сзади слепит дальним светом фар?

Категория:  Техника вождения
Ответ редакции

Яркий ксеноновый свет головных фар очень досаждает другим участникам движения в темное время суток. Он заставляет жмуриться, отворачиваться в стороны и бороться с временным ослеплением. Но, главное, прямые лучи света, отражаются от лобового стекла, преломляются в нем и создают область белой подсветки, которая препятствует хорошей видимости. Автомобилист перестает видеть дорогу дальше 15 метров от бампера машины, и если на дороге оказывается препятствие, яма или посторонний предмет, то возникает риск ДТП. 

   
   

Сигнал «аварийкой» 

Не менее плохо, когда дальним светом фар автомобиль светит в корму попутного транспортного средства. Лучи отражаются от зеркал заднего вида и больно режут глаза водителю. Зрение реагирует на источник раздражения, хрусталик сжимается, а на сетчатке образуется область с низкой чувствительностью к свету. Человек перестает хорошо видеть дорогу. Эта особенность называется эффектом Трокслера. Именно он не позволяет водителю при ослеплении сзади через зеркала быстро различать предметы в темноте. Реакция зрения замедляется в среднем на 1,4 секунды, а за это время машина на скорости 95 км/ч успевает проехать 37,5 м фактически без контроля водителя. Человек может просмотреть выбегающего лося или группу пешеходов, в результате чего возникает аварийная ситуация. 

Что же предпринять в этом случае? Заглянем в правила дорожного движения (ПДД). В пункте 7.1 ПДД сказано, что аварийная сигнализация должна быть включена при следующих обстоятельствах:

  • при дорожно-транспортном происшествии; 
  • при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена; 
  • при ослеплении водителя светом фар; 
  • при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве).

Другими словами, водитель имеет право посигналить слепящему автомобилю помигаванием «аварийки» и попросить его переключить дальний свет на ближний. Водитель сзади обязан прислушаться к просьбам других участников движения. 

Зеркала без ослепления 

Однако смена режимов работы головного освещения не всегда помогает избавиться от ослепления. Сейчас все еще встречаются лампы, установленные не по стандартам, которые в силу ряда особенностей направляют лучи выше порога установленных ГОСТом зон освещения, в результате чего страдают окружающие. 

Именно поэтому в машине есть штатные устройства для борьбы с лучами дальнего света, бьющими сзади. И находятся они в зеркалах заднего вида. 

   
   

Самое простое устройство представляет собой поворотную конструкцию внутри корпуса зеркала заднего вида в салоне машины. Зеркало там расположено на отдельной поворотной пластине, которую при ослеплении фарами можно наклонить вниз с помощью специального рычажка. Тогда свет перестанет бить в зеркало и будет отражаться от внешней поверхности стекла. А так как стекло отражает в разы меньше лучшей, то и изображение будет казаться затемненным. Фары заднего автомобиля будут выглядеть как простые белые пятна, и на них можно уже смотреть не щурясь. Не все водители знают об этом рычажке, хотя он и приносит большую пользу. 

Существуют и более сложные зеркала с автоматическим затемнением. Отражающее зеркало закрыто там слоем жидкокристаллического геля, помещенного между двух светофильтров. Датчик освещенности фиксирует появление автомобиля сзади, электроника выдает сигнал на затемнение зеркала, и под действием электрического тока гель теряет прозрачность. Зеркало покрывается затемненной пленкой. Фары заднего автомобиля уже перестают представлять опасность для глаз водителя. Подобные зеркала устанавливаются не только внутри салона, но и по бокам машины. А активируется функция при нажатии неприметной кнопки в основании внутрисалонного зеркала. 

В общем, использование штатных устройств для защиты от ослепления помогает избежать многих неприятностей в пути. 

Смотрите также: