Виктор Нилов: «Безопасность дорожного движения - забота каждого»

Генерал-лейтенант полиции Виктор Нилов, начальник ГУОБДД МВД России. © / Антон Дмитриев / Из личного архива

А пока депутаты предлагают строже наказывать злостных нарушителей ПДД, инспекторы ГИБДД не устают повторять: важно не оштрафовать, а предупредить нарушение. Помогают ли пропаганда и профилактика перевоспитать лихачей? Начали ли родители думать о безопасности своих детей? На эти и другие вопросы «АиФ» ответил генерал-лейтенант полиции Виктор Нилов, начальник ГУОБДД МВД России.

Досье
Родился 23 марта 1955 г. в городе Ленинграде. В 2009 г. стал помощником министра внутренних дел РФ. 2009-2011 г. - заместитель начальника департамента ОБДД МВД России. С 2011 г. - начальник ­ГУОБДД МВД России.
   
   

«Авось проскочу»

Екатерина Барова, «АиФ»: Виктор Иванович, статистика, увы, нерадостная: в ДТП, как и раньше, гибнет много людей. А каковы основные причины?

Виктор Нилов: Когда мы начали детально анализировать причины дорожных происшествий, поняли, что водитель, сидящий в автомобиле, сегодня в бóльшей степени защищён, чем другая категория участников дорожного движения - пешеходы. Учитывая, что, по статистике, 30% смертей в ДТП - пешеходы (по разным причинам: и по собственной вине, и по вине водителей), мы прекрасно понимаем, что эта незащищённая часть требует особого внимания. Очень актуальная проблема, которую нам пока не удаётся локализовать, - проблема пешеходов на пешеходных переходах. Причин несколько. Увеличивая количество пешеходных переходов и делая их более качественными, мы приучили людей быть более спокойными и уверенными на этих островках безопасности. А водители, учитывая, что их менталитет изменился, стали менее агрессивны по отношению к пешеходам - теперь больше надеются на принцип «авось проскочу». Так, разбирая очередную дорожную ситуацию, мы видим, что водитель, вместо того чтобы притормозить перед пешеходным переходом, пытается маневрировать, попасть на свободную полосу и попадает на переходе на пешехода. При проведении всероссийской социальной кампании «Притормози!» мы объясняли пешеходам, что нужно внимательнее относиться к движению в зоне пешеходных переходов, поскольку водитель притормозить мгновенно не сможет. Конечно, мы смотрим за тем, чтобы переходы оборудовались с использованием специальных средств, материалов, но сделать каждый пешеходный переход регулируемым, поставить на нём светофор, невозможно. Поэтому наша задача - обеспечить видимость всех пешеходных переходов и объяснить водителям, что такое скорость в условиях дорожного движения.

- То есть главный признак со­временного нарушителя - лихач?

- Если рассматривать общее количество правонарушений, можно отличить человека, игнорирующего правила и законы, от человека, допускающего ошибку. Самую агрессивную часть водителей составляют всего лишь 15-17%. А основная часть нарушителей действуют неосознанно или с точки зрения «а почему бы и нет - другим можно, а значит, и мне...» Если сегодня мы посмотрим условия дорожного движения в любом городе, особенно там, где оно очень плотное, окажется, что определённая часть водителей соблюдают рядность, они выдержанны, спокойны, а какая-то часть - агрессивны, вот с ними-то больше всего проблем. К сожалению, мешает и такая черта характера, как безалаберность. Кстати, к вопросу об этом: мы постоянно стараемся совершенствовать нормативную базу, чтобы участники дорожного движения чётко и однозначно понимали действия в той или иной ситуации. Вот буквально 29 ноября вступили в силу поправки в ПДД, которые установили, что, в случае если соседняя машина затормозила или остановилась перед пешеходным переходом, все водители также должны затормозить или остановиться. Ведь большинство ДТП происходит именно в таких ситуациях. Одна машина остановилась - пропускает переходящего дорогу. Он пошёл, а автомобиль в соседнем ряду мчится не притормаживая, и происходит трагедия.

Пьяный за рулём - преступник

- А любителей сесть за руль подшофе по-прежнему много?

- К сожалению, много. Ежегодно по вине пьяных водителей на дорогах России погибают более 2 тысяч человек. Страна несёт невосполнимые моральные и материальные потери. За 10 месяцев текущего года выявлено практически 460 тысяч водителей, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения, и более 290 тысяч, отказавшихся от мед­освидетельствования. Но дело не в данных статистики. Не секрет, что пьянство сегодня - одна из самых больших проблем. Но если нетрезвый человек вредит прежде всего себе, то пьяный водитель - преступник, который несёт угрозу всем окружающим: и автомобилистам, и пешеходам. Наша главная задача - сделать всё, чтобы он не оказался за рулём. Именно поэтому мы ведём широкую пропагандистскую и разъяснительную работу. В ней активно участвуют представители региональных органов власти и общественности. Задействованы всевозможные каналы коммуникации: ТВ, радио, Интернет, наружная реклама. Уже больше года как мы  приняли на вооружение практику, зарекомендовавшую себя во многих стран мира, - проведение «сплошных» проверок водителей транспортных средств на состояние опьянения. В мероприятиях участвуют совместные экипажи ДПС и медиков, представители СМИ, а также активисты гражданских и правозащитных организаций. Однако, несмотря на все наши усилия, ситуация с пьянством за рулём продолжает оставаться напряжённой. Мы, конечно, постоянно  совершенствуем методы воздействия на таких водителей, но и призываем всех участников дорожного движения оказывать нам в этом процессе посильную помощь. Надо проявлять активную гражданскую позицию: любой человек может остановить пьяного, не позволить ему сесть за руль или просто сообщить в полицию, если вы стали свидетелем такой ситуации.

   
   

Детская безопасность

- Неужели и повышения штрафов не останавливают?! Как воспитать культуру вождения?

- Несомненно, принципы правильного поведения закладываются ещё в детстве, в дошкольном возрасте. Мы ведём работу с педагогами и воспитателями, преподающими в детских садах основы безопасности, чтобы они прививали детям уважение к закону, Правилам дорожного движения уже с этого возраста. Дети в этом возрасте в игровой форме очень хорошо воспринимают и начинают понимать, что правильно и неправильно. При переходе на школьное образование они начинают эти навыки закреплять. Обученный ребёнок начинает воспитывать родителей, знакомых, друзей. В странах Западной Европы, где транспортная культура немного другая, с раннего детства ребёнок чувствует некую ответственность за безопасность, потому что, когда мама с папой садятся в автомобиль, они в первую очередь сажают его в детское кресло и пристёгивают. Если он садится на велосипед, то привычно надевает защитный шлем, перчатки, налокотники, наколенники. Маленький человек не представляет, как может быть по-другому, потому что все вокруг поступают так же.  

Фото: Из личного архива/ Антон Дмитриев

- Раз уж мы заговорили о детях, как их обезопасить на дороге?

- У нас сегодня каждый второй ребёнок гибнет в качестве пассажира, каждый третий - в качестве пешехода. Любой подобный случай для нас - это чрезвычайная ситуация. Сегодня уже наметилась тенденция по уменьшению количества подобных трагедий. Кстати, и за счёт применения детских кресел, необходимость использования которых мы не устаём доказывать. Конечно, говорить о том, что если вы купили его, то все беды вас обойдут стороной, не приходится. Но наша, да и мировая, статистика говорит о том, что риски значительно уменьшаются, если это устройство используется, если оно сертифицировано и правильно закреплено. А порой как бывает: сняли верх коляски, поставили в автомобиль, и всё - считай, удерживающее устройство имеется. Или мама, прижимая к груди ребёнка, считает это самым безопасным способом перевозки. Ничего подобного! Мы сегодня имеем огромное количество случаев, когда именно этим мама и убивает своего ребёнка. И сознание таких людей просто санк­циями не изменить. Более того, когда сумму штрафа увеличили, доведя её до стоимости кресла, даже это не всех подстегнуло, так как многие полагают, что их беда минует. Здесь важно изменить сознание взрослых участников дорожного движения, и мы будем продолжать нашу разъяснительную работу.   

- Также как с пониманием, что надо обязательно носить, хотя бы детям, световозвращающие элементы?

- На тех участках дорог и тех маршрутах движения детей, где недостаточное освещение, применение этих элементов, на мой взгляд, должно не просто быть, а, наверное, должно контролироваться как родителями, так и школами. Вплоть до того, что, может быть, ввести некий минимальный набор требований к школьнику, чтобы он обязательно имел эту атрибутику. Здесь очень важно не столько введение ответственности за отсутствие световозвращающих элементов, сколько умение провести необходимую разъяснительную работу. Важно сегодня и поведение водителей общественного транспорта, которые зачастую высаживают детей на неприспособленных участках. Мы уже сталкивались много раз со случаями, когда младших школьников водитель маршрутки высаживает на неосвещённом участке, и ребёнок переходит дорогу неизвестно где и как... Опять же, мы и здесь совершенствуем нормативную базу. С 1 июля 2015 г. вступят в силу по­правки в ПДД, уже не рекомендующие, а обязывающие каждого пешехода на неосвещённых участ­ках дороги вне населённых пунктов иметь световозвращатели.