Электронные системы безопасности до недавнего времени лишь предупреждали водителя о возможной опасности. Радары показывали транспортные средства в «слепых» зонах, которые нельзя увидеть через зеркала, парктроник пищал при движении задним ходом к препятствию, а устройство слежения за разметкой лишь сигнализировало о пересечении сплошной линии. Сейчас электронике разрешили вмешиваться в процесс управления транспортным средством. Она сама поворачивает руль и бьет по тормозам. Действительно ли это помогает безопасно эксплуатировать автомобиль, рассказывает технический эксперт KIA Кирилл Кассин.
Отражение лучей
Устройства автоматического торможения перед препятствиями функционируют на основе лазерного сканирования дороги по ходу движения машины. Отвечает за этот процесс оптический прибор под названием лидар.
Лазерный лидар способен измерять расстояние до движущихся объектов за счет отражения лучей. Лазер отражается от лакокрасочного покрытия кузова, от сверкающей поверхности номерного знака, а также от стекол и зеркал.
Но, главное, если светоотражающий элемент был, но оказывался вне сектора обзора лидара, то машина все равно не останавливалась. А это 27 градусов в горизонтальной и 12 градусов в вертикальной плоскости.
Опознать велосипедиста
Однако сейчас появились системы, распознающие объекты не только с помощью лидара, но и за счет радиорадара и камеры, которая оценивает тип движущегося объекта.
В памяти блока управления хранятся тысячи силуэтов, по которым опознаются транспортные средства, а также пешеходы, животные или даже велосипедисты, способные неожиданно выскочить на дорогу. Если объект опознан, то компьютер выдает команду на избежание столкновения.
Впервые такие устройства были применены на премиальных автомобилях Volvo. Сейчас они находят признание и в массовом сегменте, даже на кроссоверах сегмента B, таких, как KIA Seltos. Между тем полностью доверять автоматике все же нельзя. Есть риск ошибки. Радар часто забивается грязью, а лидар не работает при плохих погодных условиях. Дождь и туман препятствуют прохождению лазерных лучей.
Как тормозить при движении назад?
Вовремя затормозить важно не только при движении вперед. Гораздо чаще водители совершают мелкие столкновения при маневрировании задним ходом. Серый столб, старый пень или бетонный блок при столкновении могут сильно повредить кузов машины. Еще хуже, если водитель разбил бампер не только у себя, но и у соседа. Поэтому система автоматического торможения задним ходом тоже не будет лишней.
К примеру, представим ситуацию, когда транспорт припаркован вдоль дороги «елочкой», то есть под углом к проезжей части. Соседняя «Газель» перекрывает дорогу, и двигаться задним ходом можно только вслепую на свой страх и риск. А если в этот момент по дороге пронесется лихач и врежется в выкатывающийся автомобиль?
Чтобы избежать такого развития событий, используется автоматическое торможение при движении назад. Работает система не от лидара, а от радиоизлучателя в заднем бампере, который испускает и принимает импульсы по бокам автомобиля.
Радар бьет примерно на 50 метров в стороны и ловит отражения волн от приближающихся машин. Если в пугающей близости окажется движущийся объект, то электроника самостоятельно ударит по тормозам.
На тестовом KIA Seltos такой трюк сопровождается громкими призывными сигналами и красным миганием на экране мультимедийной системы, где графически представлен автомобиль и исходящие от бампера волны радиорадара. При игнорировании этих предупреждений машина с громким треском гидравлического насоса блокирует тормоза.
Примерно такие же устройства уже несколько лет ставятся на премиальные модели Audi, а сейчас встречаются на Volkswagen и на дорогих комплектациях Skoda.
Работает система и на малых дистанциях. Если ультразвуковые датчики в бампере «нащупают» препятствие, то машина тоже остановится.
На Octavia, к примеру, радары настолько чувствительны, что видят даже траву и могут резко затормозить машину перед пышным кустом, когда она, конечно, катится назад.
Однако бывает, что электроника пасует. Ультразвуковые датчики чувствительны к влаге. Кроме того, сенсоры и радары не могут заглянуть выше бампера. Если грузовик не имеет противооткатного устройства, то припаркованный рядом автомобиль при движении назад будет излучать ультразвук под днище грузовика и электроника его не увидит. Таким образом, возникает риск столкновения. Поэтому работу автоматики необходимо контролировать.