Ни один автомобиль штатно не оборудуется брызговиками. Хотя подавляющее большинство водителей навешивает их в первые дни эксплуатации. Не является ли это «разводкой» дилеров и действительно ли нужно защищать кузов фартуками? Разобраться в ситуации помогает технический эксперт Денис Лукин.
Лет 30 назад, когда автомобили производились с высоким клиренсом, фартуки колесных арок были необходимы. Аэродинамика автомобилей была такова, что вся грязь поднималась с дороги и летела из-под колес в днище и на пороги. Песок, разбрасываемый дорожными службами, смешиваясь с мокрым снегом, создавал струю мелких абразивных частиц, которая портила лакокрасочное покрытие. Но самым страшным было другое. Задние колеса цепляли камешки и «выстреливали» их в лоб попутным машинам. Поэтому обязательная установка защитных фартуков прописывается даже техническим регламентом.
Замаскированный брызговик
Пункты 10.1.1. и 10.1.2. «Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» (от 10 сентября 2009 г.) гласят: «Транспортное средство должно быть оборудовано системой защиты от разбрызгивания. Система защиты от разбрызгивания должна быть сконструирована таким образом, чтобы защитить, насколько это возможно, других участников дорожного движения от выбросов воды, а также грязи, льда, снега и камней из-под колес транспортного средства и снизить для участников дорожного движения опасности, которые могут возникать вследствие контакта с движущимися колесами». Если автомобиль не соответствует этому положению, то его эксплуатация запрещена.
Однако автомобили, выходящие с конвейеров российских заводов и реализующиеся через официальные дилерские сети, привычных брызговиков не имеют. Может ли быть, что крупные корпорации делают технику, не соответствующую принятым требованиям? Конечно, нет. Просто роль брызговиков на современных легковых автомобилях выполняют специальные аэродинамические конструкции и приспособления в арках колес, снижающие выброс грязи. Кроме того, клиренс машин стал ниже. Порой он составляет 12-13 см, и брызговики там все равно не поместятся. А их пластмассовые заменители особой роли в снижении пескоструйного давления на пороги не играют.
Вред или польза?
Зато установленные на легковой автомобиль брызговики, помимо пользы, могут нанести вред. Обычно на них скапливается снег с песком, который замерзает и превращается в ледяной сгусток. Отлетевший на скорости кусок может быть подцеплен пластмассовым фартуком: тогда он ударит в порог, повредив краску. Кроме того, фартуки нарушают аэродинамику кузова и создают дополнительную турбулентность, которая поднимает еще больше грязи с дороги.
Помимо этого, брызговиками можно зацепиться за ледяные ложбинки и неровности дороги, образовавшиеся в морозы после оттепели. Брызговики отрываются при езде в замерзшей колее или при карабкании на бетонный бордюр.
Пластмассовый фартук легко отодрать и просто угодив в асфальтовую яму, а вместе с ним может вылететь и пластиковый подкрылок внутри арки, к которому он крепится саморезами. Поэтому на внедорожниках брызговики не ставят. А если использовать не пластмассовые, а резиновые фартуки, то они просто будут загибаться на высокой скорости и не смогут сопротивляться струе песка.
В общем, если легковой автомобиль имеет низкий клиренс и произведен сравнительно недавно, то лучше прибегнуть к другим средствам защиты кузова от грязи, нежели крепеж дополнительных пластмассовых деталей в арки.
А вот если это грузовики или старые модели, у которых установка защитных фартуков предписывается конструкцией, то лучше всего брызговики прикрутить. Автомобилисты, следующие сзади и наблюдающие, как камни летят из-под колес, скажут только спасибо.
Смотрите также:
- Ледяные ловушки. Какие места на дороге наиболее опасны в межсезонье? →
- Водную преграду какой глубины способны преодолевать автомобили? →
- Опасно ли ездить с трещиной на лобовом стекле? →