Какой перегруз критичен для легкового автомобиля?

Категория:  ПДД и ГИБДД
Ответ редакции

Нередко на дорогах можно увидеть легковые автомобили с гигантскими тюками на крыше и с полностью забитым багажником, крышка которого не закрывается от выпирающей поклажи. При этом в салоне разместились несколько человек, пружины настолько просели, что упираются в отбойники, а дорожный просвет сокращается до нескольких сантиметров. Приближаться к таким машинам опасно. Если что-то произойдет, они попадут в аварию, разбрасывая по сторонам многокилограммовые тюки. На какой же вес все-таки рассчитываются легковые машины и сколько вещей допускается перевозить на крыше?

   
   

Максимальная грузоподъемность легковушки

Узнать грузоподъемность машины можно при помощи нехитрых вычислений. Если посмотреть на таблицу характеристик той или иной модели, то можно увидеть две строчки с указанием массы. Снаряженная масса — это совокупный вес автомобиля со стандартным оборудованием, всеми необходимыми эксплуатационными материалами, включая полный бак топлива, моторное масло, охлаждающую жидкость и водителя весом в 75 кг. К примеру, для кроссовера Volkswagen Tiguan 2.0 TSI она составляет 1636 кг. Рядом указывается полная масса машины, то есть с максимально допустимой загрузкой. Для немецкого паркетника она равна 2260 кг. Если из одного показателя вычесть другой, то получится грузоподъемность, или полезная нагрузка, которую способен вынести автомобиль. То есть Tiguan сможет взять 626 кг.

Машины поменьше берут вес скромнее. Volkswagen Polo седан располагает снаряженной массой в 1223 кг, а максимальный вес у него — уже 1740 кг. Следовательно, грузоподъемность достигает 517 кг.

В целом все машины класса C имеют примерно такую же грузоподъемность. И превышать ее не рекомендуется. Что же будет, если предписаниями автопроизводителей пренебречь?

Что будет при перегрузке?

Дело в том, что при проектировании машины особое внимание уделяется развесовке по осям. У переднеприводных моделей до 60% веса сконцентрировано впереди, ближе к моторному отсеку, благодаря чему достигается развесовка 60/40. Она помогает лучше загрузить переднюю ведущую ось и обеспечить автомобилю максимальную управляемость. При нарушении распределения массы центр тяжести смещается от предписанного инженерами места на уровне бедер водителя назад, из-за чего поведение машины на дороге искажается.

Укладывать поклажу можно в багажник или на задние места пассажирского ряда, в некоторых случаях — на крышу. Если поместить туда разрешенные 500 кг, то центр тяжести переместится в зону пассажирского дивана, отчего машина будет хуже слушаться руля. Курсовая устойчивость ухудшится.

При перегрузе примерно на 200 кг подвеска просядет, амортизаторы выработают свой ход и автомобиль не сможет гасить колебания кузова. Толчки от ям и кочек будут передаваться прямиком в кузов, что будет вести к росту ударных нагрузок и возможному выходу из строя элементов подвески. Страдают в первую очередь упорные подшипники, сайлентблоки и резинометаллические шаровые опоры, которые способны потерять целостность и выйти из строя.

   
   

Но главное, что при резком торможении корму может занести, особенно если начать жать на педаль в повороте.

Помимо этого, тормоза могут не справиться с лишним весом, отчего путь до полной остановки значительно увеличивается.

Перевозка на крыше

При размещении избыточного веса на крыше центр тяжести перемещается назад и вверх, отчего увеличивается плечо силы и при боковых перегрузках возникает опрокидывающее давление на транспортное средство. На высокой скорости в крутых поворотах автомобиль рискует перевернуться. Поэтому производители ограничивают вес, который можно размещать на крыше, величиной в 50 кг. Большой риск ДТП появляется, если поместить туда 150 кг.

Кроме того, есть особые правила для перевозки крупногабаритных грузов. В пункте 23.4 ПДД указано: «Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками „Крупногабаритный груз“. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости кроме знака он обозначается спереди фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета».

Согласно статье 12.21 КоАП РФ, «нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».