Одним движением жезла... Истории героев - инспекторов ГАИ

Милиционер-регулировщик с аккумуляторным светофором. 1943 г. © / Фото из архива музея Госавтоинспекции МВД России

Хранитель музея Госавтоинспекции Владимир Суховицын не устаёт показывать школьникам, которые часто приходят сюда на экскурсии, как выглядели первый жезл и светофор, какую форму в разные годы носили инспектора. Рассказывает о том, как на ледовой Дороге жизни в блокадном Ленинграде на 75 постах под бомбёжками работали женщины-инспектора. Особое впечатление на детей производит переносной светофор на аккумуляторах, которым пользовались во время Великой Отечественной. Немало познавательных экспонатов в музее, но главное достояние Госавтоинспекции, конечно, люди.

   
   

Никакого блата!

В автоинспекции, особенно в военные и послевоенные годы, служило много женщин. Но самая легендарная, пожалуй, Елена Сагирашвили. В её трудовой всего одна запись: «С 1936 по 1968 год работала в ГАИ управления охраны общественного порядка Мосгорисполкома» (ГУВД Москвы. - Ред.).

В 1936-м уроженка маленького грузинского села с новеньким дипломом МАДИ пришла работать госавтоинспектором в 10-й межрайонный ГАИ. Дотошный техосмотр стал для неё неотложным правилом. В шофёр­ской среде считалось, что легче пересдать на права, чем пройти ТО у Сагирашвили. Уже через год девушку назначили начальником ГАИ самого непростого района столицы - Советского (от Красной площади до Белорусского вокзала). Фактически на неё возложили обеспечение безопасного проезда правительственных делегаций и глав иностранных держав плюс ответственность за техническое состояние автопарка министерств. Не говоря уже о личных авто разных знаменитостей, проживающих в центре. Во время войны она занималась не только мобилизацией всего автотранспорта, но и эвакуацией, контролем светомаскировки. И даже красила по ночам белой краской угловые здания и столбы, чтобы не было наездов в темноте. С мужем, майором Сергеем Ивановым, познакомилась на параде 7 ноября 1941-го.

После войны более 20 лет Сагирашвили избирали депутатом Центрального райсовета. Немало чужих жилищных проблем ей удалось тогда решить. Дружбой с ней гордились такие знаменитости, как Козлов­ский, Лисициан, Ширвиндт, Ульянов. Но ни одна звезда не могла похвалиться, что майор милиции Сагирашвили помогла пройти техосмотр. И для себя блага не выбивала: лишь после 17 лет на руководящей работе попросила улучшить жилищные условия и переселить её семью с двумя детьми из комнаты с одним окном. Кстати, детьми она всегда гордилась и радовалась, что они кропотливо изучают иностранные языки. Дочь Нина стала преподавателем итальянского в Академии ФСБ. А сына Игоря знает вся страна - с 1998 по 2004 г. Игорь Иванов был главой МИД России.

Спасли детей

Есть в экспозиции музея и экспонаты, посвящённые нашим современникам. Так, навсегда увековечен подвиг - а по-другому спасение 93 детских жизней и не назовёшь - майора полиции из Нижневартовска Дмитрия Шпака. В 2014 г. в 38 лет отец двоих детей закрыл патрульной машиной колонну автобусов с детьми, на которую лоб в лоб выскочил грузовик с 27 тоннами щебня. Дмитрий чудом остался жив, перенёс несколько операций, но из органов увольняться не стал. Кстати, это не первый его неравнодушный поступок. За несколько месяцев до этого спас жизнь водителю, у которого в дороге случился инсульт.

В 2015-м его коллега из Хакасии командир роты ДПС Александр Косолапов поставил свой патрульный автомобиль перед иномаркой, которая на огромной скорости неслась в колонну автобусов с детьми. Триста ребятишек возвращались домой из лагеря, и доехать могли не все: машина Косолапова после столкновения превратилась в груду металла. «Это не геройский поступок, а скорее человеческий. У меня у самого двое детей - 17-летний сын и дочка 2,5 лет. Убирать патрульный автомобиль с дороги я не имел права ни из моральных, ни из служебных соображений», - объяснял потом сам герой. За спасение детей А. Косолапова и Д. Шпака наградили орденами Мужества. 

Патрульный автомобиль, управляемый майором Д. Шпаком, принял удар на себя, защитив автобусы с детьми от выехавшего со встречки грузовика. Фото из архива музея Госавтоинспекции МВД России

Ещё один стенд в музее по­свящён двум Героям России, которым это звание присвоено посмертно. Младший сержант Ризван Басханов, сотрудник спецроты ГИБДД, в 2002 г. во время боя в с. Комсомольское накрыл своим телом боевика с гранатой и спас жизни десятку своих коллег. Спустя 10 лет инспектор ДПС ГИБДД Заур Джибилов дежурил на посту ДПС «Кизляр» (на границе между Северной Осетией и Ингушетией). Водитель «ВАЗ-2109» попытался проскочить без проверки. Но 26-летний Заур успел опустить шлагбаум. В следующую секунду раздался взрыв: двигатель машины отбросило на 70 м, а здание поста было разрушено полностью. Джибилов погиб, но не пропустил машину со смертоносным грузом на территорию республики.

Читайте также: По подвигу за лето. Инспектор ДПС спасает людей из огня и воды

   
   

А самый трогательный экспонат - статуэтка, которую подарил музею глава МВД В. Колокольцев. Это уменьшенная копия памятника, который в Томске установили постовому Николаю Путинцеву. Он более 40 лет прослужил на одном посту - в центре города. Там и стоит сейчас 2-метровый бронзовый «дядя Коля». Деньги на памятник собирали всем городом: люди помнят гаишника, который просто добросовестно служил людям...

Памятник почётному гражданину г. Томска прапорщику милиции Н. Путинцеву. Фото из архива музея Госавтоинспекции МВД России

Благородная работа

Виктор Нилов, Главный государст­венный инспектор безопасности дорожного движения РФ:

- В канун юбилея мы с благодарностью вспоминаем наших наставников и предшественников - ветеранов службы, тех, кто стоял у самых истоков её создания, кто на протяжении всех этих лет выполнял важнейшую миссию по охране жизни и здоровья участников дорожного движения, обеспечению безопасности и порядка на дорогах страны. Уверен, что нынешнее поколение сотрудников с честью справится с возложенными задачами и, в свою очередь, будет достойным примером для тех, кто только начинает службу.

Служба в Госавтоинспекции никогда не была лёгкой и предъявляла повышенные требования как к профессиональным, так и к личным качествам сотрудников. Но, несмотря на все трудности, это, безусловно, очень благородная работа - охранять жизнь и здоровье наших сограждан на дорогах страны.