По оценкам экспертов, две трети автомобильных прав в РФ – куплены

Громкое дело о пойманных за руку инспекторов ГИБДД, продающих права, вызвало большой резонанс в обществе. В своём комментарии на сайте Следственного комитета

Владимир Маркин, руководитель управления взаимодействия со средствами массовой информации СКР, говорит о том, что проблема масштабна: «Даже просто посмотреть новости, мы видим, что чуть ли не ежедневно в разных регионах происходят ДТП, причём с жертвами. И очень часто в этих случаях виновниками аварий становятся водители с минимальными навыками вождения. Среди них наверняка были и получившие права подобным образом. И это не голословное утверждение».    
   

Низкий уровень подготовки водителей подтверждается тем, что, по статистике ГИБДД, каждое шестое ДТП с пострадавшими совершено по вине водителей со стажем управления менее 3-х лет. Причём вариант, когда человек отучился положенное время в автошколе, но не смог с первого раза сдать экзамены и покупает права, ещё не самый страшный. Гораздо хуже, как, собственно, и произошло в деле московских инспекторов, когда поддельно всё: и медсправка, и справка из автошколы. Водительское удостоверение, точнее, его бланк, обычно в таких случаях настоящий, поддельны навыки получившего его человека.

Поддельные медицинские справки и справки из автошколы тоже не совсем поддельные. Бланки, на которых они выдаются, не подлежат строгой отчётности. Некоторые автошколы изначально ориентированы на то, что их основной источник дохода не плата за курсы (эти деньги обычно идут на официальные платежи за аренду, зарплату, налоги и т. п.), а как раз «помощь» при сдаче экзаменов в ГАИ.

Нажмите для увеличения

А если нет желания учиться и возиться с документами, то в Интернете масса предложений от фирм, предлагающих получить права. По этим телефонам может позвонить любой, даже сотрудник МВД… Стоимость услуг начинается от 25 000 рублей (по Москве), а конечная сумма обсуждается индивидуально. Она зависит от количества действий, предпринимаемых заказчиком самостоятельно, и сложности задач, поставленных перед исполнителем.

Нажмите для увеличения

Этой ситуацией очень обеспокоен председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев: «Если граждане предъявляли при сдаче экзаменов в ГАИ документы об окончании школы, то в этом замешаны образовательные учреждения, которые формально выписывают свидетельство о прохождении курса. Поддельные справки, правда, тоже встречаются. Были подозрения, что ряд автошкол участвует в серых схемах и происходили злоупотребления. И мы сожалеем, что это произошло».

По новым правилам лицензирования, автошколой может стать практически любое учреждение. Разрешение выдаётся при предоставлении документов, подтверждающих квалификацию инструктора, наличие помещения для теоретических занятий, площадки для практики и т. п. Инструктором может стать любой водитель со стажем более трёх лет, средним образованием и прошедший специальные 100-часовые курсы по подготовке (они стоят от 5 до 10 тысяч рублей). Абитуриент автошколы должен пройти обучение 106 часов теории и 50 часов – практика вождения. По новым правилам, регистрация учеников водительских групп происходит в присутствии сотрудника ГИБДД, о чём делается соответствующая пометка. То есть вся ответственность за подготовку к такому непростому процессу, как управление автомобилем, лежит только на совести руководства автошколы…

Представители гильдии автошкол и других подобных ассоциаций выступают за то, чтобы уменьшить коррупционную составляющую при сдаче экзаменов в ГАИ. Один из способов – обезличивание учащихся после завершения обучения. То есть на экзамен приезжает не группа с курса под «руководством» педагога, а каждый сдаёт тесты по отдельности по месту жительства. Тем более что сейчас это стало проще сделать из-за достаточного количества площадок. К тому же экзамены на получение прав стали достаточно жёсткими, и без способствования со стороны инструктора неподготовленный человек их просто не сдаст.

   
   

Координатор группы «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов говорит о том, что сейчас минимум каждые вторые из трёх прав куплены, в той или иной степени. Или человек не ходил в автошколу вообще, или, отучившись, не смог сдать какое-либо задание. Статистика эта, конечно, никем не подтверждённая. Эксперт считает: «Самое ужасное в этой ситуации, что после этих показательных дел, всё вернётся на круги своя. Через месяц все обо всём забудут. Сохраняются системные предпосылки, при которых замена людей не приведёт к замене результата. Люди (водители) готовы платить за права, и это целый бизнес, в котором крутятся колоссальные деньги».
                                                               
Справка
Число граждан, получивших водительские удостоверения на право управления автомототранспортными средствами (статистика ГИБДД):

2 311 618 человек в 2012 году

2 171 067 в 2011

2 199 185 в 2010

Частично эти предположения подтверждает тот факт, что, например, в Москве за последний год поменялось примерно 90 % состава сотрудников, принимающих экзамены. На всех автомобилях для испытаний стоят видеорегистраторы, камеры установлены в залах с компьютерами по теории. Но при этом права выдаются в том же количестве. Сергей Лобарев рассказал об одном директоре автошколы, который объявил о принципиально честном подходе – у него ноль процентов сдачи экзаменов.

По мнению Шкуматова, ситуацию с покупкой водительских удостоверений без соответствующих навыков управления автомобилем можно пресечь, если ввести ответственность автошкол за ДТП, совершённые их учениками. Тогда школы, продающие права, разорятся и отсеются. Но учиться будет гораздо труднее.

Для того чтобы в корне изменить ситуацию, не дожидаясь изменений от властей, в первую очередь сознательными должны стать сами граждане. Жаловаться на инструкторов, которые вместо дополнительных занятий по вождению предлагают помощь при сдаче экзаменов. Жаловаться на сотрудников ГАИ, «заваливающих» студентов, и самое главное – по возможности пресекать попытки людей покупать права. Ведь иначе это равносильно равнодушному наблюдению за тем, как человек готовится к убийству или самоубийству. И как сказал Сергей Лобарев: «Водительские права – это не тот документ, который может быть куплен».