Скоростной лимит для начинающих водителей: за и против

Начинающих водителей заставят притормозить: проект поправок к ПДД, опубликованный на сайте regulation.gov.ru, вводит ограничение в 70 км/ч для автомобилистов со стажем менее двух лет. Как указано в пояснительной записке, эти поправки были разработаны в соответствии с поручением первого вице-премьера Игоря Шувалова; общественное обсуждение документа продлится до 4 апреля. АиФ.ru обратился к политикам и общественным экспертам, чтобы выяснить, помогут ли новые ограничения сделать дороги безопаснее?

   
   

За

Геннадий Громоковский, главный редактор всероссийского журнала «Вестник автошкол», составитель экзаменационных билетов: «Считаю, что это разумное предложение, потому что начинающих водителей обучают в городских условиях, где действует жёсткий скоростной лимит. Попав на более быструю загородную трассу, новичок не в состоянии правильно оценить дорожную ситуацию и может совершить ошибку, если поедет 90 км/ч. Во всём мире подобные ограничения являются действенным способом предотвращать ДТП с участием неопытных автомобилистов».

Вячеслав Лысаков, первый зампред думского Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству: «Совершенно правильная инициатива. Современные автомобили, особенно дорогие, создают иллюзию безопасности: они комфортные и мощные. Но водительские навыки у начинающих автомобилистов ещё не доведены до автоматизма. Такое сочетание чревато аварией. Отмечу, что в некоторых странах действует не только скоростной лимит для новичков, но и комплексные ограничения. Такие как запрет на ночные поездки, запрет перевозить пассажиров и так далее. Потому что, например, любая компания в дороге — это серьёзный отвлекающий фактор. Конечно, возникает вопрос: кто и как будет это контролировать? По-видимому, только инспекторы ГИБДД в ручном режиме».

Сергей Канаев, председатель Федерации автовладельцев России (ФАР): «В целом, я поддерживаю это ограничение. Но мне бы хотелось, чтобы были внесены некоторые уточнения. Дело в том, что не на всех дорогах езда 70 км/ч способствует безопасности. Скажем, большинство загородных трасс имеют только по одной полосе движения в каждую сторону. Медленно ехать в таких условиях — значит, вынуждать остальных участников движения обгонять вас по встречной полосе. Понятно, что количество аварийных ситуаций от этого только возрастёт. Поэтому хотелось бы, чтобы в окончательной редакции было разъяснено, что новички должны соблюдать скоростной лимит только на многополосных трассах».

Против

Пётр Шкуматов, радиоведущий, координатор «Общества Синих Ведёрок»: «Эффект, скорее, будет обратным: количество ДТП только возрастёт. Ведь безопаснее всего двигаться со скоростью потока; как только появляется «белая ворона», которая едет медленно, её начинают обгонять, подрезать и так далее. Для новичка это лишний стресс: он и так волнуется, а тут его начнут подгонять, моргать фарами, крутить пальцем у виска. Положительный момент в том, что проконтролировать это ограничение всё равно будет невозможно: большая часть штрафов сегодня выписывается камерами, а камеры не могут определить, кто находится за рулём. Соответственно, запрет останется на бумаге».

Алексей Дозоров, вице-председатель Комитета по защите прав автомобилистов: «Такое в нашей истории уже было. Начинающим водителям запрещалось ездить свыше 70 км/ч, ездить ночью, возить пассажиров. И, знаете, это вполне разумно. Но, к сожалению, проконтролировать соблюдение этих норм практически невозможно. Не зря в СССР от этого отказались. А с повсеместным переходом на систему автоматической фиксации нарушений выяснить, кто сидит за рулём, тем более нельзя. Так что я против этой инициативы: вводить заведомо нерабочую норму — значит, воспитывать в гражданах правовой нигилизм».