Вождь «Быстрая птица». Тест-драйв Skoda Rapid

Ирина Зверкова / АиФ

Skoda Rapid стал для чешской марки очень важным автомобилем, так как заложил новые принципы. Весь мир увидел новую концепцию марки в виде прототипа VisionD на Женевском автосалоне 2011 года. Через полгода во Франкфурте показали уже более приближенный к серийному образцу MissionL. Через год европейцы уже могли купить новый автомобиль, а в 2013 начались продажи в Китае и Казахстане.    
   

Российский рынок увидел Skoda Rapid только сейчас, то есть отстал от Европы на два года. А всё потому, что шкодовцы хотели сделать автомобиль как можно доступнее и потратили время на налаживание производства в Калуге. Из-за такого «опоздания» Rapid сейчас воспринимается как типичный автомобиль Skoda, поскольку его новаторские решения распространились на «старших братьев», которые продаются у нас уже несколько месяцев. Вот, например, монохромная «птица» логотипа «перелетела» на все новые модели. Та же история с оформлением багажника: грани чешского хрусталя мы увидели раньше на Octavia, хотя первым носителем был Rapid. Он также первым воплотил новое требование к дизайну модель должна оставаться привлекательной и через 35 лет после её продажи первым владельцам. А ключевые слова, определяющие внешний вид автомобиля  «понятность», «точность», «свежесть» и «эмоциональность» стали применяться ко всему модельному ряду Skoda. Впрочем, они характеризуют не только дизайн, но и весь автомобиль в целом.

«Понятность» действительно лучшее слово, которым можно описать экстерьер Skoda Rapid. Простой, чистый, лёгкий силуэт, не утяжелённый излишним количеством сложных штампов. При этом он не кажется безликим, хотя, на мой взгляд, скучноват. Модные скульптурные переливы очень точно демонстрируют время создания автомобиля и через несколько лет будут показывать его возраст, как перебор косметики у потускневшей красавицы. Rapid же останется классикой, по которой, как по современному мужчине, трудно определить возраст на взгляд.

Skoda Rapid .Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Поскольку Rapid относится к бюджетным автомобилям, то по внутреннему убранству он уступает той же Octavia. Но это не значит, что пластик жёсткий и громкий, а оборудования не хватает. Понятие «точность» как раз применимо к салону лифтбэка. Пластик разной фактуры, от глянца до имитации кожи, тонкие хромированные ободки, строгая вставка под алюминий подогнаны плотно и очень усидчиво. Салон «оживает» только при движении по грунтовке и начинает поскрипывать, как седло при неспешной рыси.

Skoda Rapid. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Особая гордость чехов  свобода пространства. Недаром Rapid создавался с учётом запросов развивающихся стран, в которых при компактных внешних размерах ценят большой багажник и комфорт второго ряда сидений. Спереди сидеть достаточно удобно: на своих местах находятся широкие ручки-подлокотник, сиденья плотные и с выраженной боковой поддержкой, рулевая колонка регулируется по вылету и по высоте в большом диапазоне. Сами кресла можно настроить с помощью механических рычагов, но шаг у них таков, что я не смогла подобрать оптимальное положение, и после многочасовой пробки спина высказывала своё недовольство посадкой. Второй ряд сидений имеет глубокий диван со спокойным рельефом, а вокруг пассажиров много места для ног и над головой, хотя трём крупным людям будет тесно в плечах. Объём багажника действительно большой: 530 л и 1470 при сложенных спинках второго ряда. Но ровного пола не получается, поскольку сиденья дивана не откидываются.

Skoda Rapid. Фото: АиФ / Ирина Зверкова
Skoda Rapid. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Оборудование автомобиля очень сильно зависит от его комплектации. Но вне зависимости от стоимости в Rapid чувствуется некоторая аскетичность: сиденья отделаны тканью, у фар нет автоматического режима, в козырьке пассажира зеркало без подсветки. Тестовая версия Elegance обладала и мультирулём (на нём расположены кнопки управления бортовым компьютером, аудио и телефоном), и климатической системой (35-градусная жара за окном вообще не чувствовалась), и навигационной системой Amundsen+ (небольшой сенсорный монитор, алгоритм работы простой и понятный) и охлаждаемым бардачком с подсветкой, и другими полезными вещами.

Skoda Rapid. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Но больше всего у Rapid тех самых «свежих» фишек, часть которых «переползла» на другие модели. Например, такое оригинальное решение, как скребок для снега под крышкой лючка бензобака, его же можно использовать и как линзу. Или контейнер для мелкого мусора, который вставляется в карман двери. Ещё один  с накладкой в виде держателя мобильного телефона можно пристроить в любой подстаканник. Естественно, в багажнике имеются крючки для крепления сеток, сами сетки и ёмкости для хранения под фальшполом. Есть ещё двусторонний коврик для багажного отделения (с одной стороны ворс, с другой резина), но на тестовой версии он не входил в комплектацию. А самым оригинальным, на мой взгляд, решением стало использование противотуманок в качестве подсветки при поворотах. Реализовано оно очень просто: фара загорается на скорости до 40 км/ч при повороте руля или включённом поворотнике, если выбран режим дальнего света. Изящно и эффективно!

   
   
Skoda Rapid. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Слово «rapid» переводится как «быстрый» и имеет несколько сходных значений в зависимости от словосочетаний, в которых оно употребляется. Одно из них «учащённый» (пульс). Действительно, со 122-сильным мотором с турбонаддувом и 7-ступенчатым «роботом» DSG автомобиль, вес которого составляет всего 1320 кг, заставляет сердце чаще биться. Это, конечно, не британский «тёзка» 477-сильный Aston Martin Rapide (здесь взят французский вариант написания), но разгон Skoda до 100 км/ч занимает всего 9,5 секунд. Цифра не самая эффектная, гораздо ярче собственные ощущения, когда вдавливаешь педаль газа в пол. Звук двигателя с размеренного баритона переходит на тенор, а всех находящихся в машине инерция приятно вдавливает в кресла. И это в обычном режиме «D». Есть ещё режим «S», при котором двигатель долго держит обороты в районе 5000, а педали становятся ещё острее. Но заметного изменения в динамике в «спорте» я не ощутила, а скорее услышала по ещё более насыщенному звуку турбины и заметила по возросшему расходу бензина (с 913 л на 100 км он поднялся до 17).

Skoda Rapid. Фото: АиФ / Ирина Зверкова
Skoda Rapid. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Оказавшись на дороге, сразу вспоминаешь о понятии «эмоциональность». Педали Rapid настроены настолько чувствительно, что поначалу воспринимаешь его как сангвиника. Автомобиль лёгкий на разгон и торможение, но при этом не обидчивый. Почти такой же руль, с электромеханическим усилителем, становится тяжелее с набором скорости. Привыкнуть к характеру органов управления со временем можно. И когда над дозировкой усилий уже не думаешь, приходит настоящий драйв. Главное вовремя замечать канализационные люки и колдобины на дороге. Специальный российский вариант усиленной подвески для плохих дорог жестковат, но зато прощает небольшие огрехи дорожного полотна. С большими нужно уже быть аккуратнее, хотя электронная система курсовой устойчивости (ESC), скорее всего, откорректирует ошибки водителя и асфальтоукладчиков. И если говорить об электронных системах автомобиля, то нужно упомянуть HHC (Hill Hold Control) помощника, который сам определяет угол наклона автомобиля и несколько мгновений удерживает тормоза, не давая машине откатиться назад, пока идёт смена педалей.

Skoda Rapid. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Одно из главных достоинств Skoda Rapid стоимость автомобиля. Самый доступный вариант стоит 479 000 рублей. Он оснащается двигателем 1,2 MPI + 5МКПП и практически пустой, но уже имеет такое важное и полезное оборудование, как ABS, подушка безопасности водителя, центральный замок и иммобилайзер, передние электростеклоподъемники, обогреваемые форсунки омывателя лобового стекла, радиоподготовка и четыре динамика. Выглядит эта версия скромнее из-за чёрных наружных зеркал и меньшего количества хрома внутри, зато имеет антигравийную защиту кузова. Всего же компания предлагает 10 различных комплектаций, которые могут дополняться отдельными аксессуарами и их пакетами. Радует то, что выбор предлагается из трёх двигателей и коробок (помимо базовой версии 1,2 и «топа» 1,4 TSI есть промежуточный мотор 1,6 л мощностью 105 л.с.). Тестовая версия стоит откровенно дорого 812 000 рублей и имеет много опций, от которых можно спокойно отказаться. Например, от спортивных сидений и хром-пакета (14 000 руб.), круиз-контроля (7000 руб.) и ксеноновых фар (23 900 руб.). Конечно, с ними автомобиль выглядит эффектней, а пользоваться им удобнее. Но цена возрастает настолько, что можно было бы и задуматься о той же самой Octavia, базовая версия которой стоит от 624 000 рублей, или Wolkswagen Jetta от 616 000 рублей.

Skoda Rapid Фото: АиФ / Ирина Зверкова

А ещё можно посмотреть на конкурентов. Nissan Almera (от 459 000 руб.) и Chevrolet Cobalt (от 483 000 руб.) более утилитарны, Hyundai Solaris (от 467 900 руб.), Kia Rio (от 484 900 руб.) и Volkswagen Polo седан (от 473 900 руб.) уже знакомы, Citroen C-Elysee (от 489 900 руб.) и Peugeot 301 (446 900 руб.) простоваты по оснащению, но сравнимы по дизайну.

В общем, Skoda Rapid придётся побиться за место на рынке и доказать, что он может быть вождём небольшого чешского племени. Качество, гарантируемое концерном, и новизна играют ему на пользу. Но главным оружием Rapid должно стать личное знакомство. Уж очень «своим» становится автомобиль даже после непродолжительного общения. А «простые умности» добавляют ему шарма.

Skoda Rapid. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Технические характеристики Skoda Rapid 1.4 TSI (данные производителя)

лифтбэк

200 @ 1500–4000

 7 DSG

передний

торсионная балка