В России вновь изменятся правила расчёта утилизационного сбора на автомобили.
По новому проекту льготный «утиль» для физических лиц (а это 3–5 тысяч рублей) сохранится лишь на автомобили с двигателем до 160 л. с., а всё, что выше, будет считаться коммерческим. И это уже от 700 тысяч рублей! Аргумент такой: мол, почти 90% машин не имеют такой мощности, поэтому обычных покупателей изменения не затронут, а богатые пусть платят больше. Чиновники ожидают, что мера поможет пресечь серый импорт мощных машин, оформляемых на физлиц.
Постановление может вступить в силу 1 ноября 2025 года. Так что в октябре ввоз автомобилей и их продажи резко вырастут. А дальше рынок начнёт падать. Почему? Новые правила коснутся как новых авто, так и машин с пробегом. В первую очередь пострадают те, кто (пока ещё) любит привычные иномарки. Кстати, по расчётам аналитического агентства «Автостат», это до 70% всего импорта. Если изучить, например, модельный ряд свыше 160 л. с., который ввозили по параллельному импорту на «физиков», то перечень будет длинным: Geely Monjaro, Toyota RAV4, BMW X3, X5 и седаны 5-й серии, Hyundai Palisade и Santa Fe, Kia Sorento и Carnival. Они подорожают на миллионы, и число желающих их прикупить сильно сократится. А смысл завозить некоторые модели вообще пропадёт. Потому что к 2030 году утильсбор, к примеру, на спорткары мощностью в 500 л. с. может вырасти до 10 миллионов рублей!
Заодно можно будет поставить крест и на импортных электромобилях и гибридах, ведь там суммарная мощность зашкаливает, и никого не волнует, что это пиковая мощность, которая достигается всего на несколько минут. Но это ничего, у нас ведь есть собственные модели — «Москвич 3е», «Эволют», плюс ждём инновационный «Атом».
Из привычных же машин на рынке останутся в основном бюджетные — российского, китайского или российско-китайского производства мощностью до 160 л. с.
Если говорить про авто с пробегом, то вырастет ввоз популярных на Дальнем Востоке и в Сибири моделей из Японии с правым рулём. И конечно, нас ждёт очередное повышение цен на все без исключения автомобили.
Как считают в Минпромторге, увеличение утильсбора позволит дополнительно получить в бюджет 40–60 миллиардов рублей в год. Но могу напомнить прошлогодний опыт. Той осенью правительство решило резко (более чем вдвое) поднять утильсбор и тем самым увеличить сборы в бюджет. Хотя аналитики предупреждали, что эта мера приведёт к обратному результату, как и случилось.
Есть робкая надежда, что в правительстве изменят параметры постановления или отложат его. Но мой опыт подсказывает: точно примут, и новые правила вступят в силу с 1 ноября. А потом обнаружится, что авторынок «почему-то» здорово просел.
Рекомендации
Когда продавать старенькую иномарку?
Владельцы иномарок с пробегом, которым пришло время сменить машину, оказались перед выбором: продать свой автомобиль прямо сейчас, чтобы купить новый, пока не подорожал, или подождать. Ответ на этот вопрос зависит от мощности авто — сильнее всего повышение утильсбора ощутят те, кто привык ездить на дорогих и мощных машинах. В случае с малолитражкой (до 160 л/с) колебания цены и для продавцов, и для покупателей будут не так ощутимы, для них утильсбор не меняется.
«Если у вас такая машина и вы нашли подходящий новый автомобиль, то не вижу смысла ждать до 1 ноября и надеяться, что потом получится заработать больше на своей старой иномарке, — говорит эксперт по финансам и инвестициям Артём Назаров. — Трейд-ин использовать не советую: дилеры дают цену ниже той, что можно выручить самостоятельно. Если сейчас покупателя нет, берите авто в кредит. Как только продадите старую машину, погасите заём досрочно с минимальной переплатой».