Даже в сегодняшней непростой ситуации наш автопром и наш авторынок выживают, хотя и с трудом. Подробности — в материале автомобильного эксперта «АиФ» Игоря Моржаретто.
Кривая падения
«Если раньше горизонт планирования в автобизнесе был от трёх лет и выше, то сейчас — три месяца, — рассказал мне недавно один большой босс. — Это в смысле стратегическом, а в тактическом плане — три недели».
Напомню: на протяжении 2015–2021 годов ёмкость российского рынка новых легковых автомобилей составляла в среднем 1,5 миллиона штук в год. Не слишком высокий показатель, потому что ещё в начале века наш рынок считался одним из самых перспективных и быстрорастущих в Европе, и ежегодно тут продавали до 3 миллионов новых авто.
Самым тяжёлым стал 2022‑й, когда рынок «усох» до 600 тысяч новых машин. Но восстановился он до прежнего уровня (1,5 миллиона штук) достаточно быстро, всего за два года. И в целом экономика страны адаптировалась к новой реальности. Авторынок же трансформировался полностью. Если раньше он был частью глобального, то стал российско-китайским. Притом выживать ему приходится в условиях, когда правительство меняет правила игры по несколько раз в год. В результате в конце 2024 года у нас случился «идеальный шторм», когда сошлись все негативные факторы. В первую очередь — резкое повышение утильсбора (что привело к росту цен) и ключевой ставки Центробанка (стали недоступными кредиты).
Эффект «ждунов»
Продажи рухнули уже в первой половине 2025 года, и ежемесячные продажи еле-еле дотягивали до отметки в 90 тысяч автомобилей — на всю огромную страну! И только с июля рынок начал немного оживать. Вероятно, тут сработали серьёзные скидки, которые предлагали производители и дилеры (а как иначе продать «залежалый товар»?), интересные кредитные программы (от них же) и... возвращение на рынок «ждунов». Это те, кто примерно с прошлого года откладывал покупку нового авто, надеясь на возвращение к нам привычных «глобальных» марок. Но к лету пришло понимание, что они в ближайшие годы не вернутся, а вот скидки могут очень быстро закончиться. И пора идти к ближайшему дилеру.
Тут надо сделать небольшое отступление. В ожидании резкого повышения утилизационного сбора (больше чем вдвое — это случилось в октябре 2024-го) китайские компании завезли в страну по старым ставкам примерно 0,5 миллиона автомобилей, ударно поработали и наши производители — «про запас». И этот огромный запас давил на рынок. Из-за этого даже пришлось сократить и производство, и ввоз новых машин. Поэтому сейчас запасы ещё есть.
По оценке аналитического агентства «Автостат», в дистрибьюторских и дилерских стоках сейчас насчитывается чуть более 100 тысяч новых автомобилей, выпущенных в прошлом году. Как правило, скидки предлагают именно на эти машины, но «аттракцион невиданной щедрости» подходит к концу.
Прогноз
Больше машин, хороших и разных?
Благодаря описанным выше обстоятельствам рынок и показывает небольшой рост; в июле и августе в России было продано примерно по 120 тысяч новых легковушек. Видимо, такой спрос сохранится до конца года, и завершим мы его далеко не рекордными показателями. Можно предположить, что по итогам 12 месяцев продажи составят 1,25–1,3 миллиона штук. А цены сохранятся примерно на нынешнем уровне, но уже безо всяких скидок. Расти им, честно говоря, некуда — надо учитывать невысокую покупательную способность населения. Правда, в помощь покупателям — плавное снижение ключевой ставки Центробанка, что сделает автокредиты чуть более доступными...
Но тут есть несколько подводных камней.
Например, рубль, долго державшийся крепким, поспособствовал росту параллельного импорта. Однако ныне, похоже, рубль начал ослабевать, а это знак, что в будущем цены всё-таки начнут расти.
Плюс к тому наши чиновники снова завели разговор о возможном повышении утильсбора на автомашины с моторами мощнее 150 л. с. (между прочим, у нас в стране таких не выпускают!), и это тоже плохой знак. Могут ведь заодно закрыть и последнюю лазейку для ввоза авто по параллельному импорту — в расчёте на частника, строго для личного пользования... Осень в этом плане может принести не самые приятные сюрпризы, и тогда моему прогнозу — грош цена.
Но пока ждём и надеемся, что наш автопром завершит год на приличном уровне, а на рынке будет достаточно много интересных, доступных машин. Хороших и разных.

Помыть дешевле. Россиян предупредили о штрафах за грязные автомобили
Проверка слуха. Страховка на китайские авто дороже из-за частых угонов?
Когда лучше продавать старый автомобиль?
Минпромторг предложил изменить расчет утилизационного сбора для автомобилей
Какие машины и почему отзывает АвтоВАЗ в 2025 году?