Постоянно или временно. Неужели иномарки научились потреблять АИ-92?

© / Olga Korica / Shutterstock.com

Многие иностранные производители автомобилей стали указывать в технической документации на свои модели, что их новые моторы могут потреблять девяносто второй бензин. Если открыть лючок бензобака на Volkswagеn Polo или на Renault Duster с турбирванным 1,3-литровым мотором, то можно увидеть, что на его тыльной стороне есть надпись «АИ-92». В некоторых случаях на Mitsubishi или Lada просто указывается, что машина ездит только на неэтилированном бензине, а значит, способна потреблять самое популярное в России топливо. Насколько эти надписи правдоподобны и что будет, когда автовладелец начнет заливать его постоянно?

   
   

Опасные детонации

Главное отличие АИ-92 от АИ-95 — это его более низкая детонационная стойкость. По своим теплотворным характеристикам или по экологическому классу и качеству производства они одинаковы. Октановое число достигается с помощью химических присадок в общую топливную основу. Эти добавки обеспечивают заданную детонационную стойкость, которая необходима для воспрепятствования преждевременному подрыву смеси во время цикла сжатия.

Если топливо не выдерживает давление поршня, то начинаются очень опасные для двигателя процессы воспламенения, которые происходят в момент, когда поршень еще не достиг верхней «мертвой точки». Тогда вспышка бьет ему в противоход, создает дополнительные нагрузки и вызывает повышение температуры в камерах сгорания. В итоге возникают задиры, а при дальнейшем росте температуры происходит частичное оплавление поршня и залегание колец.

Поэтому лить в мотор топливо с меньшим октановым числом категорически нельзя. Однако инженеры предусмотрели возможность корректировок двигателей. Если датчик распознает первые детонационные вспышки, то автоматика самостоятельно изменяет угол опережения зажигания и предотвращает развитие негативных процессов. Как результат мощность мотора снижается.

Снижение мощности

Двигатели легковых автомобилей разрабатываются под свой тип топлива. Чаще всего их настраивают на АИ-98, а значит, именно на нем мотор будет выдавать паспортные технические характеристики. Производители, конечно, допускают временное использование более дешевого бензина АИ-95. Однако на нем силовой агрегат не сможет выйти на проектную мощность. Если же заливать АИ-92, то мотор еще больше будет искажать характеристики.

Эксперты «За рулем» обратились в представительства автомобильных компаний с вопросом: «Для каких автомобилей разрешен бензин АИ-92 и можно ли ездить на нем постоянно?» И вот какие ответы они получили.

   
   

Mitsubishi

На автомобили Mitsubishi Outlander идут моторы 2,0 и 2,4 для работы с топливом с низким октановым числом. На бензине марки АИ-92 можно ездить без ограничений. Аналогично — на Mitsubishi ASX с мотором 2,0 и Mitsubishi Eclipse Cross с моторами 2,0 и 1,5 турбо.

Volkswagen

Автомобили, которые допускают постоянную эксплуатацию на 92-м бензине, уже давно не продаются в России. Необходимо внимательно смотреть на наклейки с тыльной стороны лючка бензобака. Там указаны рекомендованное значение октанового числа (крупным шрифтом) и минимально допустимое значение октанового числа (в скобках). Обычно это АИ-98 или АИ-95. Более мелким шрифтом указан тип топлива, который можно использовать кратковременно, но только в ситуациях недоступности рекомендованного топлива. Обычно это бензин с октановым числом 92.

Будьте внимательны: крупные цифры указывают на основной бензин, цифры помельче — на вспомогательный, разрешенный в экстренных случаях. Бензин с минимально допустимым октановым числом постоянно использовать нельзя.

Skoda

На всех актуальных бензиновых автомобилях марки Skoda допустимо только краткосрочное использование бензина АИ-92 при отсутствии альтернативы. Продолжительная работа двигателя на топливе с нерекомендованным октановым числом негативно скажется на ресурсе силового агрегата.

Lada

Бензин АИ-92 допускается на моделях Granta, Vesta, Largus. Однако в руководстве по эксплуатации указано, что предпочтительным топливом является все же бензин с октановым числом 95. Он позволяет достичь номинальных значений мощности, динамики, экономичности и токсичности. При отсутствии АИ-95 допускается заливать бензин с октановым числом не ниже 92.

Audi

Все двигатели марки рассчитаны только на использование бензинов с высокой степенью детонационной стойкости. Минимальное октановое число — 95. В экстремальных случаях в качестве исключения можно применять бензин с октановым числом не ниже 91. Поездка тогда должна осуществляться при средних оборотах мотора и при незначительной нагрузке.

BMW

Эксперты из баварского концерна рекомендуют заливать бензин в соответствии с руководством по эксплуатации. Если написано, что моторы способны работать на бензине с октановым числом от 91 и выше, то проблем не будет. Документов, где было бы написано, что в России какой-то бензин в пределах указанных допусков нельзя использовать постоянно, не существует. Между тем для тех моторов, где нет допуска для АИ-92, такой бензин небезопасен. К примеру, двигатели семейства S на BMW M High Performance могут работать только на бензинах с октановым числом от 95 и выше. Лучшие характеристики моторы будут показывать на высокооктановом топливе.

Renault

В российской модельной линейке для эксплуатации на топливе АИ-92 сертифицирован внедорожник Renault Duster в версиях с двигателями 1,6 л и ТСе150. С помощью автоматической перенастройки зажигания и впрыска смеси удается существенно снизить риск детонаций. Однако, чтобы эти моторы развивали паспортную мощность и крутящий момент, необходимо заливать высокооктановое топливо.

Kia и Hyundai

Корейские компании рекомендуют использовать только то топливо, которое указано на лючке бензобака. Если оно рекомендовано, то проблем быть не может.