Немец для советского народа. 4 декабря 1946 года произведён Москвич-400

Москвич-400. © / 74687726@N00 / flickr.com

Уже в 30-е годы прошлого века советское правительство понимало, что стране потребуется собственный легковой автомобиль. Пока колёсный транспорт был представлен продукцией Горьковского автозавода и московским имени Сталина (будущий ЗиЛ). Но автомобили, которые они производили, были громоздкими и мощными, и никак не подходили на роль популярной «народной» модели. Но война внесла свои коррективы, и разработки малолитражных НАМИ-1 и НАТИ-2 были отложены на неопределённый срок, а мелкосерийный выпуск КИМ-10 московским заводом имени Коммунистического Интернационала молодёжи был остановлен.

   
   

К вопросу создания недорогого, простого и надёжного автомобиля руководство страны вернулось ещё до окончания войны. Сначала была поставлена задача усовершенствовать КИМ, о чем свидетельствует индекс 10-52, и возобновить производство. Но после Потсдамской конференции 1945 года, Советский Союз в качестве репарации получил от Германии в том числе и оборудование для производства автомобиля Opel Kadett K38. Эта модель выпускалась в 1937–1940 гг. Более того, K38 был испытан советскими инженерами ещё до войны в качестве потенциального образца для разработки.

Opel Kadett K38 Фото: Пресс-служба GM

Будущий производитель, который к этому моменту уже поменял своё название на Московский завод малолитражных автомобилей, приступил к монтажу сборочных линий. Но из-за того, что производство в немецком Рюссельсхайме подверглось массированным бомбардировкам, многое оборудование было повреждено, а техническая документация утеряна. Советский автомобиль создавали практически заново, измеряя уже готовые образцы и изготавливая мастер-модели.

26 августа 1945 года постановлением Государственного комитета обороны СССР № 9905 был утвержден опытный образец новой машины. Первому послевоенному автомобилю накануне празднования 800-летия Москвы было присвоено имя «Москвич». Первые машины должны были выйти с конвейера в июле 1946 года, но сложности с оборудованием, поставщиками и комплектующими перенесли этот срок на конец года.

Первый Москвич-400 был выпущен 4 декабря 1946 года. Он не имел никаких передовых решений, но был надёжен в эксплуатации и технически ещё актуален. Несущий кузов имел четыре двери, распахивающиеся навстречу друг другу, и совсем небольшие габариты: длина – 3855 мм, ширина – 1400 мм, высота – 1555 мм. Салон вмещал четырех человек, включая водителя, и оставалось совсем немного места для багажа. Единственный карбюраторный 4-цилиндровый двигатель имел объём 1,1 л, мощность 23 л.с. при 3600 об/мин. и крутящий момент 54 Нм при 2000 об/мин. В силовой агрегат входила 3-ступенчатая коробка передач и заднеприводная трансмиссия. Они позволяли развивать скорость в 90 км/ч. Независимая рычажная передняя подвеска, две продольные листовые полуэллиптические рессоры в задней и дорожный просвет в 190 мм делали Москвич-400 комфортным для наших дорог.

С декабря 1946 по 1954 год было выпущено почти 250 тысяч автомобилей в разных вариантах кузова – седаны, фаэтоны, кабриолеты и даже пикапы. И в наши дни, при желании, поклонники ретро могут найти и купить Москвич-400 в любом техническом состоянии.

   
   
Москвич-400 в кузове Фаэтон. Фото: flickr.com / https://www.flickr.com/10101160@N08/