Главным козырем «АвтоВАЗа» на европейском рынке всегда была цена машины и её обслуживания. И в случае с новыми моделями будет то же самое. В России Vesta стоит от 514 000 рублей в базовой версии, что по нынешнему курсу ЦБ составляет примерно 6500 евро. Немногим дороже — 7300 евро — получается и XRAY.
В страны бывшего соцлагеря и в целом не очень развитые государства вазовские (и не только) машины экспортировали всегда и в огромном количестве. Более того, в первые годы после запуска завода в Тольятти большая часть автомобилей отправлялась как раз за границу. Но поставки в Западную Европу или Америку у нашего автопрома не заладились. Конкуренция там колоссальная, и выиграть её у продвинутых иномарок на их территории отечественному автомобилю было крайне сложно.
Экспансия на Запад началась после выхода «пятёрки» и «семёрки» — ВАЗ-2105 и 2107. На рынках Великобритании и Германии их продавали как Lada Riva и Lada Nova.
Но главный успех «АвтоВАЗу» на европейском рынке обеспечила, конечно, «Нива». Именно она стала первым в истории мирового автомобилестроения кроссовером. Среди остальных машин её отличало беспрецедентное на тот момент сочетание комфорта от езды и проходимости. «Нива» высокая и короткая, имеет полный привод, но в то же время очень мало весит — всё это вкупе позволяет машине пролезать по болотам и грязи практически наравне с массивными внедорожниками. И на асфальте маленьким кроссовером очень легко управлять из-за особенностей конструкции — несущего кузова, к которому крепится двигатель и трансмиссия. При всём этом «Нива» оказалась неприхотлива в обслуживании.
Даже сейчас легко можно встретить Lada Niva на дорогах Европы, где и со своими автомобилями всегда было всё хорошо. В 80-х годах модель стали делать с правым рулём для рынков Великобритании и Японии.
Пожалуй, самый необычный импортёр «Лады» за всю историю — это Канада. В 1977 году СССР подписал контракт на поставку Lada за океан. Сначала поставляли только модернизированную «шестёрку» ВАЗ-21061-37, а со временем в Канаду стали отправлять «Самары» с «Нивами». Тоже доработанные — из-за требований безопасности и особенностей сертификации в Северной Америке пришлось менять кузовные детали, оптику и системы выпуска. В начале 80-х 43 официальных салона продавали в сумме примерно 1000 машин в месяц. И продажи шли вплоть до конца 90-х, когда продукция «АвтоВАЗа» перестала выдерживать конкуренцию по качеству с другими бюджетными моделями.
Примерно в это время закончились масштабные поставки и на европейский рынок. Успех переднеприводной «восьмёрки» ВАЗ-2108, которую собирали в Финляндии под названием Lada Baltic, постепенно сошёл на нет. Но добрая память о действительно удачных и конкурентоспособных советских и российских машинах до сих пор живёт в среде европейских автомобилистов.
В Старом Свете есть много клубов любителей «Лады», даже в Испании и Франции. А в Германии каждый год проходит большой фестиваль, на который съезжаются владельцы Lada Niva из разных стран. На вопрос случайного посетителя международного форума участник Piet отвечает: «„Лада“ — это не просто автомобиль, а образ жизни. Ты либо принимаешь его, либо нет. К тому же большинство владельцев могут обслуживать машину сами».
Обладатель «Нивы» Vasko из Великобритании пишет о своей «мечте»: «Около полугода не удавалось убедить жену, что нам нужна «Нива». В итоге купил без спроса. Машина пробудила во мне пятилетнего пацана, который живёт в каждом из нас. Когда копаюсь в ней, вообще удивляюсь, как она до сих пор едет!»
О неубиваемости «Лады» шутят и лучшие западные СМИ. В руках ведущих популярной передачи Top Gear побывала ВАЗовская «классика».
Его соотечественник custardavenger объясняет, чем так манит советский кроссовер: «У меня были и другие варианты. Мог взять что-то подороже, но купил «Ниву». Да, у неё куча проблем, машина быстро ржавеет, зато есть характер!»
В свою очередь, Eosullivan, оценивая перелицованную «классику» Lada Riva, воздаёт должное всем моделям «АвтоВАЗа»: «„Лады“ — это настоящие автомобили. Легко починить и привести в порядок, это вам не современное д***о. Отремонтировать их стоит целое состояние, если что-то пойдёт не так».
А вот «Лада Калина» и другие более поздние модели не так приглянулись европейцам. Возможно, Vesta и XRAY вернут «АвтоВАЗу» хорошую репутацию за границей?
Смотрите также:
- Автомобили категории Лоу-кост – новые тенденции российского рынка →
- «Чтобы выжить». Как рекламируют «Ладу» за рубежом →
- Как изменилась LADA Kalina? →