Догнать цены. Стоит ли сейчас покупать новую машину?

На фоне сложной международной обстановки и волны санкций в отношении РФ резко растут цены на новые автомобили. К ним добавился негативный валютный тренд, и те автомобилисты, что хранили деньги на долларовых счетах, задаются вопросом о том, стоит ли бежать в автосалоны за новой машиной или поберечь сбережения для более важных приобретений.

   
   

Продажи на условиях дилеров

«Купить автомобиль можно, но на условиях дилеров. А эти условия зачастую становятся жесткими, — рассказывает вице-президент «АвтоСпецЦентра» Владимир Моженков. — Рынок диктует цены. В течение последних 5-6 лет дилеры переживали низкий спрос при высоком предложении, из-за чего продажи стимулировались спецпрограммами и скидками. Поэтому дилеры часто торговали в ноль или даже в убыток, стараясь быстрее освободить склады. Затем ситуация изменилась, и наравне с резко возросшим спросом возник дефицит машин, вызванный нехваткой электронных чипов. Дилеры стали придумывать способы компенсации прежних потерь. Цены поползли вверх. Это законы рынка.

Сейчас проблемы многократно усилились. В условиях неопределенности мало кто согласится продавать оставшиеся на складах автомобили по старым ценам. Поэтому покупателям приходится соглашаться на условия продавцов».

Многие автомобильные компании тоже находятся в стадии неопределенности. Почти все производители автомобилей и комплектующих приостанавливают конвейеры и объявляют о задержках в отгрузке товарных машин. Их представители пока никак не комментируют происходящее, так как руководство концернов и даже правительства стран не имеют полного видения того, как будет развиваться ситуация.

Поэтому в ближайшее время купить новый автомобиль будет трудно.

«Дефицит автомобилей продолжается несколько месяцев. Понимая зависимость дилеров от производителей, мы направили письма во все бренды за разъяснением ситуации и возобновлением сроков поставок как автомобилей, так и запасных частей», — заявили в Российской ассоциации автодилеров (РОАД).

Почему приостанавливаются производства?

Производства автомобилей интегрированы в международдные логистические цепочки. Одни детали изготавливаются в Африке, другие в Германии, а третьи — в Южной Америке. Примечателен пример с автомобилями Volkswagen Jetta. На завод в Калуге поступают заготовки блоков цилиндров из Польши, коленвалы вытачиваются в России, шатунно-поршневая группа идет из Германии, а затем готовый мотор отправляется в Мексику, где устанавливается на машины, предназначенные для рынка России. Эти автомобили уже морем доставляются в порты Балтики.

   
   

«Одна из чувствительных трудностей для производств в России — это возникшие проблемы с логистикой, — рассказывает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Затормозились контейнерные перевозки, в портах возникли серьезные трудности с отгрузкой, и компании отказываются от букинга судов».

Решение ограничить перевозки для России приняли более десятка крупнейших компаний. Среди них — американские FedEx, UPS, DHL, европейские Maersk, Hapag-Lloyd, остановившие прием заказов на перевозку контейнеров, а также японская Ocean Network Express, тайваньская Yang Ming, датско-американская Shipco, швейцарско-итальянская MSC и др. Как пишет «Российская газета», приостановлено от 50 до 70% общего объема экспорта из России, простаивает также более 50% импортных поставок. Разрыв логистики связан с затруднениями при прохождении грузов через европейские порты в Голландии и Германии. Таможенники вместо существовавшей ранее выборочной проверки ввели тотальный досмотр. К тому же европейские страховые компании отказываются страховать грузы, следующие в Россию. Международная обстановка должна стабилизироваться, чтобы были найдены и отработаны новые логистические цепочки.

«У меня есть два прогноза, один оптимистичный, а другой нет, — продолжает Владимир Моженков. — Мягкий вариант развития событий может складываться таким образом, что уже существующий дефицит чипов и проблемы с производством товарных машин компании попытаются оформить в виде санкционных действий. Концерны возьмут паузу, а через месяц-другой заработают новые логистические цепочки, возобновятся сообщения, и постепенно поставки запчастей и машин придут в норму. К концу 2022 года заработают новые предприятия по выпуску необходимых микросхем для электроники в Германии и в Азии. Тогда приостановленные конвейеры автопроизводителей вновь заработают, и спрос будет покрыт предложением.

Пессимистичный сценарий выглядит иначе. Если Россию действительно постараются сильно придавить санкциями, то рынок переориентируется на китайские бренды, хотя преувеличивать их роль в российском автопроме тоже не стоит. Некоторые производители из Китая тоже испытывают сильное давление США и также зависимы от западных технологий».

https://rg.ru/2022/03/09/na-puti-v-rossiiu-i-iz-nee-zastriali-tovary-na-sotni-millionov-evro.html