Примерное время чтения: 6 минут
9977

Автопром на ручнике. Что будет с нашими машинами после введения санкций?

Сюжет Санкции в отношении России и ответные меры РФ
/ Илья Наймушин / РИА Новости

Ситуация на авторынке сейчас очень странная. Он словно замер. Продавцы-частники отказываются от сделок, дилерские центры сократили размещение объявлений на 60%. Что будет дальше?

«У частников нет уверенности, что они смогут на вырученные от продажи машины деньги приобрести взамен что-то достойное. Дилеры, в свою очередь, „замораживают“ машины до прояснения экономической ситуации и ждут директив от дистрибьюторов», — поясняет аналитик автомобильного портала «Дром» Игорь Олейников.

При этом часть брендов заявили о приостановке поставок автомобилей в Россию.

Ford Motor перестал отгружать комплектующие совместному предприятию «Соллерс Форд», из-за чего предприятие заявило об «уходе в простой с 3 марта». В BMW заявили, что сбои в цепочке поставок повлияют на производство на некоторых заводах концерна. Компания Bosch, ведущий мировой поставщик запчастей для автопромышленности, тоже заявила о перебоях с поставками деталей в Россию. Представительство «Фольксваген груп Рус» объявило о приостановке отгрузки автомобилей местным дилерам. То же самое касается Mercedes-Benz, Land Rover и Mazda. Daimler Truck AG сообщил, что приостановит сотрудничество с «КАМАЗом».

Иностранные клоны

А что же «АвтоВАЗ»? Администрация концерна также объявила, что из-за сложностей с поставками комплектующих начинаются простои конвейера. Если альянс Renault-Nissan под санкционным нажимом сократит свою деятельность в России, крупнейший завод в Тольятти и ряд других производств окажутся в трудной ситуации.

Буквально в январе этого года компания представила стратегию, по которой автомобили Lada к 2025 г. должны полностью перейти на общекорпоративную модульную платформу, которая сейчас используется в Logan и Duster. Это означает, что «АвтоВАЗ» откажется не только от действительно устаревших платформ Granta и классической «Нивы», но и от сравнительно современной архитектуры для семейства автомобилей Vesta.

Однако переход на единую платформу, по сути, ставит крест на отечественных автомобилях бренда и превращает их лишь в клоны иностранных моделей.

«Несмотря на то, что машины изготавливаются на отечественных заводах, они имеют огромное количество импортных деталей, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Их много не только в электронике, но и даже в отечественных коробках передач». Бренд значительно зависит от поставок из-за рубежа и от курса валют.

Как повысились цены и почему

Высокая доля иностранных деталей уже сейчас негативно сказывается на производстве. Как только санкционное давление на Россию усилилось, «АвтоВАЗ» повысил цены на все автомобили. Это был самый резкий скачок цен в истории компании. Меньше всего в цене выросла классическая Lada Niva Legend. Ее цена повысилась на 63 тыс. рублей. Granta подорожала на 86 тыс. руб. и теперь стоит от 684 900 руб.

Кроссовер XRAY продают от 1 009 900 руб., что на 180 000 руб. выше прежней цены.

Больше всего поднялась в цене Lada Largus, которая почти полностью изготавливается из импортных комплектующих и представляет собой Logan первого поколения. Цена Largus поднялась на 247 тыс. руб., машина стоит от 1 246 900 руб.

Самая популярная модель Волжского автозавода Lada Vesta подорожала сразу на 170 000 руб, и теперь ее цена стартует от 1 032 900 руб. Это неудивительно, так как в ней стоят детали многих иностранных фирм. Управляющую электронику делает фирма Bosch, шатунно-поршневую группу производит американская Federal Mogul. Французская фирма Valeo поставляет генераторы, стартеры и выжимные подшипники. Воздушный фильтр и его корпус изготавливаются немецким брендом Mann+Hummel. Главный тормозной цилиндр фирмы TRW и вакуумный усилитель поступают из Польши, а передние суппорты и колодки — из Чехии.

Если ситуация с поставками ухудшится и «АвтоВАЗ» лишится импортных комплектующих, предприятие сможет бесперебойно выпускать всего две модели, а именно Lada Niva Legend и Niva Travel. В них примерно 10% импортных деталей, которые в безвыходной ситуации можно заменить.

«Увлечение унификацией не всегда хорошо сказывается на продажах, — рассказывает автомобильный эксперт и инженер команды «ГАЗ Рейд Спорт» Вячеслав Субботин. — Старая платформа Vesta имела, конечно, свои слабые стороны, но обладала и достоинствами. У нее отличная подвеска с крепкими рычагами и подрамником. Отказ от отечественных разработок в пользу иностранных платформ ограничивает развитие отечественных брендов».

На чём будем ездить

Однако есть и положительные вести в потоке тревожной информации. Экономическая нестабильность не особо коснулась азиатских компаний. Mitsubishi Motors и Toyota объявили, что продолжают работу в штатном режиме.

Китайские автопроизводители Geely и Chery уже заявили, что готовы расширить работу на российском рынке. В марте 2022 г. начнутся продажи кроссоверов Exeed LX.

Не хотят упустить свой шанс и корейские автопроизводители. По сообщению корейского агентства Yonhap, Министерство торговли Южной Кореи заявило, что их автомобили не подпадают под американские санкции. Завод под Санкт-Петербургом собирает сейчас автомобили Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio и не собирается останавливать производство. Он меньше зависит от поставок запчастей из Европы. Не будет остановлен и расположенный по соседству завод двигателей Hyundai.

После анализа экономической ситуации вернется к полноценной работе и Volkswagen. Как сообщил губернатор Калужской области Владислав Шапша, идет поиск новых поставщиков и выстраиваются новые логистические цепочки, чтобы обойти зону проведения спецоперации на Украине.

«Автомобильный рынок в России не исчезнет, — говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Уходят в основном те, кто не имел здесь большой прибыли. Те же компании, которые вложились и занимают хорошие позиции, на данный момент ищут новые формы работы».

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах