50 лет Porsche 911

Porsche 911 Turbo. © / www.globallookpress.com

Вот уже пять десятилетий модель с индексом 911 является «сердцем» марки Porsche. На сегодняшний день выпущено более 820 000 Porsche 911 семи поколений. И такой успех не случаен – в этой модели сочетаются такие на первый взгляд противоречивые понятия, как спортивность и пригодность к повседневной эксплуатации, традиции и инновации, эксклюзивность и общественное признание, дизайн и функциональность. Не зря же Ферри Порше в свое время дал этой машине такое определение: «911-й – это автомобиль, на котором можно принять участие в африканском сафари, в гонках в Ле-Мане, а после поехать в театр или просто покататься по улицам Нью-Йорка».

   
   

 Фердинанд Александер Порше у своего детища прототипа 911-го, модели 901-1.

Что можно добавить к этой характеристике?.. Наряду с классическим (и при всем том совершенно уникальным) дизайном все поколения 911-го отличало использование в его конструкции самых передовых (на момент выпуска) технологий. Причина проста – 911-ая модель всегда базировалась на высочайших технических достижениях, прошедших проверку в главной «испытательной лаборатории» мировой автоиндустрии – в автоспорте. Сразу после выпуска Porsche 911 начал свое триумфальное шествие по подиумам самых престижных автогонок мира (почти две трети из 30 000 побед, одержанных автомобилями марки Porsche, приходятся именно на машины с индексом 911). 

Экспозиция музея в Штутгарте: белый Porsche 911 Carrera RS 2.7 Coupé 1973 года выпуска и синий Porsche 911 S 2.2 Targa, 1970 года.

Начало юбилейного года будет ознаменовано экспозицией из четырех особых автомобилях, которые будут представлены вниманию посетителей музея Porsche в Штутгарте с 7 по 10 марта. Речь идет о предсерийной модели 911 Turbo купе, концепте кабриолета 911 Turbo образца 1981 года, модели 911 GT1 для дорог общего пользования и прототипе 754 «Т7» (созданный в 1959 году Фердинандом Александером Порше, он считается важной вехой на пути разработки дизайна 911). Помимо этого легендарный производитель спортивных автомобилей отправит в мировой тур оригинальный 911-й 1967 года выпуска. В ходе этой кругосветки «ветеран», как посол марки Porsche будет участвовать в различных международных мероприятиях, выставках, исторических ралли и торжествах, посвященных автоспорту. А теперь, давайте, коротко вспомним славную биографию юбиляра.

1963 год: первое поколение модели с номером 911. Появившись вслед за Porsche 356, автомобиль сразу же завоевал сердца любителей спортивных машин. Впервые он был представлен посетителям Международной Автомобильной выставки во Франкфурте-на-Майне в далеком 1963 году. Впрочем, тогда он назывался… Porsche 901. Да, да, индекс 911 был присвоен модели лишь в 1964 году перед выводом его на рынок. По меркам тех лет авиомобиль технически был весьма совершенен и… оригинален. Его шестицилиндровый оппозитный двигатель был установлен в заднем свесе и имел воздушное охлаждение. При этом он развивал вполне серьёзные 130 л.с., позволявшие разгоняться до 210 км/ч (те, кому такая скорость, казалась избыточной, начиная с 1965 года могли заказать четырехцилиндровый Porsche 912). В 1966 году компания Porsche представила модель 911 S, оснащенную мотором максимальной мощностью 160 л.с., а в конце этог же года на рынке появился 911 Targa, ставший первым кабриолетом, оснащенным стальными дугами безопасности. С 1967 года на 911-й стала устанавливаться полуавтоматическая четырёхступенчатая коробка передач Sportomatic.

Porsche Type 911 T8, 1964, прототип 901-1.    
   

С увеличением рабочего объёма двигателя до 2,2 литра (1969 год) и до 2,4 литра (1971 год) Porsche 911 стал ещё мощнее. В качестве примера можно вспомнить Porsche 911 Carrera RS 2,7 1972 года выпуска с двигателем мощностью 210 л.с. и общей массой менее 1000 килограмм. Кстати, его характерный «утиный хвост» можно считать первым в мире задним спойлером, устанавливаемым на серийные автомобили.

 Porsche 911 Carrera RS 2.7 Coupé, август 1972 года.

1973 год: 911 серия G. Автомобили этого поколения оказались долгожителями – серия выпускалась с 1973 по 1989 год. Особенный признак машин того периода: эффектные бамперы с гофрированными вставками, призванными обеспечить соответствие новым требованиям пассивной безопасности принятыми в США (сюда же: трёхточечные ремни безопасности и сиденья с интегрированными подголовниками).

1974 год: Компания Porsche представила первый серийный 911 Turbo с трёхлитровым двигателем, оснащенным турбонаддувом (мощность 260 л.с.) и эффектным задним спойлером. А в 1977 году появилась еще более мощная модель: 911 Turbo 3.3 получил охладитель наддувочного воздуха (интеркуллер) и максимальную мощность 300 л.с.

1983 год: В ряду моделей с атмосферным двигателем версия 911 Carrera приходит на смену SC и становится любимым объектом коллекционеров. Рабочий объем двигателя составил 3,2 литра, мощность – 231 л.с.

1989 год: Выпуском 911 Carrera Speedster, компания Porsche напомнила о легендарной модели пятидесятых – Porsche 356.

 Porsche 911 S 2.7 Coupé, 1974 год.

1988 год: На рынке появилась знаковая модель 911 Carrera 4 (тип 964). После 15-летнего производства модель 911 была обновлена более чем на 85 процентов. В результате компания Porsche смогла предложить клиентам автомобиль с 3,6-литровым оппозитным шестицилиндровым двигателем воздушного охлаждения развивающим 250 л.с. Внешне тип 964 отличается от предшественника главным образом аэродинамическими полиуретановыми бамперами и задним спойлером с электроприводом. Что же касается технической начинки… Автомобиль был оснащен ABS, автоматической трансмиссией Tiptronic, усилителем руля и подушкой безопасности. Кроме того, 911-й получил новую ходовую частью с поперечными алюминиевыми рычагами и винтовыми пружинами вместо устаревшей торсионной подвески. И ещё одно «революционное» событие: новый 911-й в версии Carrera 4 впервые предлагается с полным приводом (заднеприводный Carrera 2 появляется на рынке только спустя полгода). Кстати, наряду с такими вариантами Carrera, как купе, кабриолет и тарга, с 1990 года клиентам предлагается также 964 Turbo (сначала с зарекомендовавшим себя 3,3-литровым двигателем, а с 1992 года с 3,6-литровым силовым агрегатом мощностью 360 л.с.).

 1990 год: на первом плане 911 Carrera 4 3.6 Cabriolet; вторая машина – 911 Carrera 4 3.6 Targa; третья – 911 Carrera 4 3.6 Coupé.

1993 год: Этот Porsche с внутризаводским индексом 993 отмечен особым вниманием среди поклонников марки. С одной стороны, это объясняется его удивительно гармоничным дизайном (благодаря переходу от круглых к полиэллипсоидным фарам передняя часть сделана более плоской, чем у предшественников). Кроме того, считается, что 993-й отличался особенным техническим совершенством и надежностью. Но главная причина конечно не в этом. Дело в том что, модель с индексом 993 (выпускалась вплоть до 1998 года) стала последним «девятьсот одиннадцатым» с двигателем воздушного охлаждения.

 Справа Porsche 911 Carrera 3.6 Cabriolet, слева Porsche 911 Carrera 3.6 Coupé, 1994 год.

1997 год: Автомобили серии 996, сходившие с конвейера по 2005 год, стали совершенно новыми 911-ми. В этом поколении было использован оппозитный 300-сильный двигатель с жидкостным охлаждением. Что же касается дизайна, то наряду с отражением классических линий 911-го, в нём стала заметна унификации деталей с другой успешной моделью концерна – Boxster. И вот ещё какой момент – в рамках серии 996 компания Porsche начала небывалое расширение модельного ряда. Так, например, в 1999 году в продолжение традиций Carrera RS была выпущена модель 911 GT3. А с осени 2000 года покупателям был предложен еще более спортивный 911 GT2 (автомобиль серийно комплектовался керамическими тормозами).

 Porsche Type 911 Carrera 4 3.4 Coupé, 1999 год.

2004 год: Представлены новые 911 Carrera и 911 Carrera S (внутризаводское обозначение 997). Но 997-я серия впечатляла не только дизайном, но и техническими характеристиками. Оппозитный 3,6-литровый двигатель Carrera развивал 325 л.с., а новый 3,8-литровый силовой агрегат Carrera S - 355 л.с. Основательно обновлена была и ходовая часть, в результате модель Carrera S обзавелась активной подвеской Porsche Active Suspension Management. Ну а в 2006 году компания Porsche представила 911 Turbo – первый серийный автомобиль с бензиновым двигателем, имевшим турбонагнетатель с изменяемой геометрией. После обновления весной 2008 года серия 997 становится еще более эффективной благодаря использованию непосредственного впрыска бензина и коробки переключения передач с двумя сцеплениями Porsche Doppelkupplung.

 Porsche 911 Carrera 3.8 Coupé, 2005 год.

2011 год: Новый 911-й (внутризаводское обозначение 991) получил совершенно новую ходовую часть с удлиненной колесной базой и более широкой колеей. Благодаря сокращению рабочего объема у базовой модели Carrera до 3,4 литра (при одновременной прибавки пяти лошадиных сил) и комбинированной конструкции кузова (сталь/алюминий) удалось добиться значительного снижения массы автомобиля. Среди других новинок система подавления кренов кузова на поворотах Porsche Dynamic Chassis Control и семиступенчатая механическая КПП. 

 Современный Porsche 911 Carrera 4S Coupé и Porsche 911 2.0 Coupé 1964 модельного года.