Докатились: авторынок России стал меньше итальянского

© / Gazlast / Shutterstock.com

В прошлом месяце автомобильный рынок России побил очередной антирекорд, опустившись на пятое место в европейском рейтинге. Такая информация (со ссылкой на данные национальных ассоциаций автопроизводителей Европы; АЕБ) содержится в отчёте аналитического агентства «Автостат».

   
   

Ещё два года назад российский рынок был крупнейшим в этой части света; однако в марте 2015 года он уступил итальянскому (который никогда не претендовал на европейское лидерство): 139 тысяч проданных автомобилей (-42,5% к аналогичному периоду прошлого года (АППГ) против 161 тысячи (+15,1). По-видимому, в ближайшие годы за пальму первенства будут бороться Великобритания (492 тысячи машин; +6% к АППГ) и Германия (323 тысячи; +9%), так как продолжающееся падение продаж автомобилей в России грозит откатить отечественный рынок к показателям десятилетней давности.

Отметим, что и заявленные для России цифры выглядят завышенными: в своей статистике АЕБ опирается на информацию, полученную от дилеров, а те могли указать в числе проданных те автомобили, которые ещё находятся на складе. Так, согласно отчёту АЕБ, за три месяца 2015 года в России было продано 380 тысяч автомобилей. Однако, по данным «Автостата», на учёт за это время было поставлено только 270 тысяч машин. Таким образом, реальное падение может составлять -51,3% против «аебовских» -42,5%. То есть за три месяца рынок сократился вдвое по отношению к аналогичному периоду 2014 года!

Согласно данным АЕБ за март, в пятёрку лидеров российского авторынка вошли Lada (27,423 проданных машин; -26% к АППГ), Hyundai (13,901; -15%), KIA (12,121; -32%), Toyota (9,731; -34%) и Renault (9,507; -43%). Рейтинг самых продаваемых моделей не преподнёс сенсации: на первом месте Lada Granta, далее Hyundai Solaris, KIA Rio, Lada Kalina и Lada 4×4.

Тревожным симптомом является то, что снижение продаж затронуло и премиальный сегмент, который обычно только растёт в кризис. Так, продажи Mercedes-Benz в марте сократились на 3%, Audi потерял 30%, BMW «просел» на 40%, Infiniti — минус 42%. Рост показывают бренды Lexus (+29%) и Porsche (+27%). Последний установил своеобразный рекорд, за квартал увеличив продажи на 54%.

«Причиной падения продаж премиум-класса стала стабилизация курсов валют, из-за которой снизился покупательский спрос, — объяснил АиФ.ru начальник отдела продаж легковых автомобилей «Панавто» (официальный дилер Mercedes-Benz) Леонид Бородкин. — Если в конце 2014 года многие старались успеть вложить деньги в дорогие автомобили, пока не выросла цена, то в начале 2015 года люди подходят к покупке дорогих автомобилей осторожно и предпочитают подождать более выгодных условий, например хороших предложений по кредитам».

Рост продаж Porche связан с появлением новых моделей и с тем, что цены на них росли умеренно, продолжил эксперт. При этом бренд хорошо развивает дилерскую сеть. Хорошие продажи Lexus также неудивительны, он — лидер среди японских производителей автомобилей премуим-класса.    
   

А что происходит на «вторичке»? Увы, хороших новостей нет: после короткого декабрьского взлёта количество совершённых сделок неуклонно снижалось. Так, по данным «Автостата», в первом квартале 2015 года было реализовано 1 263 906 автомобилей, что на 15,8% меньше по отношению к аналогичному периоду 2014 года. Что касается лидеров «вторички», то они неизменны: Lada (379 тысяч машин; -17,8%), Toyota (139 тысяч; -27,3%), Nissan (63 тысячи; -24,3%), Ford (47 тысяч; -25,6%) и Chevrolet (43 тысячи; -19,9%).

Напомним, что из-за катастрофического падения продаж российский авторынок в прошлом месяце покинули бренды Opel и Chevrolet, принадлежащие концерну General Motors. Следом за GM приостановил поставку автомобилей в Россию корейский SsangYong. До этого, осенью 2014 года, с отечественного рынка ушли марки Seat и Dodge.