Рынок, да не тот...
В целях борьбы с кризисом США планируют снизить цены на бензин. Говорят, рычаги для этого у них найдутся. А как же мы?! Ведь у нас тоже вроде рыночная экономика, да и кризис стороной не обошёл?..
И. А р т е м ь е в
С лета 2008 г. бензин в США и так уже подешевел более чем вдвое. И это не предел. Дело в том, что «у них» стоимость бензина, как, кстати, и у нас, зависит от стоимости нефти. Но в отличие от России в США действует «обратное» правило: чем «чёрное золото» дешевле - тем более доступен бензин. Логика их бензиновых королей проста: «задирать» цену невыгодно, иначе покупатели уйдут к конкуренту. А у нас конкурировать не с кем. Исторически сложилось, что в наших регионах есть один нефтеперерабатывающий завод, который и диктует цены. Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергобезопасности, считает, что бензин подешевеет, только если при участии государства будут созданы независимые нефтеперерабатывающие компании. Но пока их нет даже в планах.
Торговцы бензином жируют за наш счёт?
Правда ли, что на АЗС продают бензин в два раза дороже его оптовой цены?
Л. К л и м е н к о
Как нам пояснили эксперты, средние оптовые цены на бензин рассчитываются исходя из формулы 1 тыс. руб. за тонну, а розничные - 1 руб. за литр. Это значит, что оптовые и розничные цены на топливо отличаются не вдвое, а примерно в 1,5 раза. «В июле прошлого года средние оптовые цены на 92-й бензин превышали 27 тыс. руб. за тонну. В декабре они упали до 12 тыс. руб. за тонну, - напомнил «АиФ» Павел Строков, директор по маркетингу и развитию информационного центра «Кортес». - При этом в розницу в июле тот же бензин продавался по цене более 24 руб. за литр, а в начале этого года - чуть дороже 20 руб. за литр. Между тем в одной тонне 1300 л бензина». Но это тоже очень много. На подсчёт прибыли торговцев бензином нулей не хватает.
Крупные нефтяные компании, у которых налажен процесс от скважины до АЗС, оправдываются тем, что около 60% их прибыли от экспорта идёт в госбюджет в виде налогов и с помощью цен на бензин (то есть за счёт наших карманов) они покрывают свои якобы убытки из-за падения мировых цен на нефть.
А чего бы им не залезать в народный карман, если громогласных угроз в адрес нефтекомпаний наших антимонопольщиков хватило лишь на совсем незначительное снижение цен на топливо для авто. Оно и на снижение-то не похоже - больше на подачку.
Дешёвая солярка закончилась?
Почему копеечная солярка сейчас продаётся наравне с 92-м бензином?
А. З а г р е в с к и й
Дизтопливо - один из основных нефтепродуктов, которые Россия поставляет на экспорт в Европу и ближнее зарубежье. «Его производство на 10-15% дешевле бензина! При этом спрос на него выше, чем на наш бензин (потому что он не соответствует европейским требованиям качества), - рассказал «АиФ» Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза. - Такое положение дел влияет и на внутрироссийские цены - никто не хочет продавать дизтопливо дёшево, если можно продать дорого».
А ведь соляркой заправляют в том числе и тракторы, и комбайны. А значит, её подорожание влечёт за собой рост себестоимости сельхозпродуктов и, как следствие, всего, что производится в России.
Смотрите также:
- Автопроизводители намеренно занижают расход топлива – аналитики →
- Жаль, что мы не Аляска. Там бензин стоит дешевле, чем в России →
- Торговцы топливом увеличивают свои доходы даже в кризис →