Купят ли отечественные авто на Дальнем Востоке? И кто будет потом их обслуживать?

   
   

В качестве альтернативы автолюбителям предлагаются машины российской сборки – как традиционные «Лады» и «Волги», так и иномарки. Мера и вправду своевременная. Азиатская часть России (та, что за Уралом) – хороший рынок сбыта, особенно, в условиях кризиса, когда продажи у всех падают. Но не надо забывать про такой важный момент, как транспортировка. По словам премьера, перевозка одного автомобиля по железной дороге с Дальнего Востока в европейскую часть России обходится примерно в 43 тыс. руб., а из Европы на Дальний Восток — в 70 тыс. руб. Железнодорожники брать на себя эти издержки не желают. В результате, та же «Лада» во Владивостоке стоит существенно дороже, чем, например, в Москве.

В.Путин предложил обнулить железнодорожный тариф на перевозку отечественных автомобилей, произведенных в любой части РФ, в дальневосточный регион. При этом выпадающие доходы ОАО «РЖД» будут компенсированы из государственного бюджета. Новый тариф на дальневосточные перевозки вступит в силу 25 января 2009 года. Как сообщается в прессе, машины будут перевозиться со скидкой в 54%. В регион их будет поступать 2-4 тысячи ежемесячно, то есть примерно в десять раз больше, чем до этого. Потери РЖД с учётом предоставления скидки по оплате порожнего пробега, которые составят за 2009 год 601 млн. руб., будут компенсированы из госбюджета. По словам заместителя руководителя Федеральной службы по тарифам Виталия Евдокименко, это поможет снизить цены на российские легковые автомобили в регионе на 4-5%. Если идея депутатов Госдумы организовать сборочные конвейеры за Уралом станет реальностью, машины будут еще дешевле.

Насколько это экономически выгодно? «Если схему, по которой будут осуществляться поставки собранных в европейской части России автомобилей на Дальний Восток, разработают четко и в срок, производители получат преимущество, - рассказал «АиФ» аналитик «Газпромбанка» Алексей Астапов. Можно прогнозировать, что своего покупателя отечественные авто (в том числе, иномарки, собранные в РФ) найдут. Ведь с учетом нынешнего повышения пошлин средняя цена подержанного японского автомобиля старше 5 лет с 200 тыс. руб. может увеличиться до 300-350 тыс. руб. В этом случае многие предпочтут купить новую машину, особенно, если государство поможет льготами по кредиту. А вот согласятся ли владельцы «японок» пересесть за руль отечественных авто – вопрос другой. Если же транспортные издержки будут заложены в себестоимость, автомобили за Уралом будут существенно дороже, чем в центральной части страны. Тогда покупать их будут меньше. Можно предположить, что в случае налаживания поставок в выигрыше окажется «Toyota» - на сегодняшний день это единственный японский концерн, наладивший производство в России. На Дальнем Востоке по понятным причинам развита инфраструктура сервисного обслуживания «японцев», чего нельзя сказать об остальных производителях. Пока завод выпускает только модель Camry, но, возможно, ассортимент будет расширен».

Действительно, сейчас продавать и обслуживать автомобили made in Russia на Дальнем Востоке, по большому счету, некому. Представительства в регионе есть, например, у «Автоваза» и Ford, но в общей массе это капля в море. Сегодня автомобильный рынок Дальнего Востока на 90% состоит из праворульных «японок», есть корейские автомобили, европейские и традиционные российские марки – в меньшинстве. Соотношение дилерских и сервисных центров – соответствующее. Не получится ли по принципу – «сам купил Ford, сам его и чини»? «Предложение обязательно появится, если будет спрос, - уверен аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. – Для начала продавать автомобили могут те дилеры, что уже работают в регионе, ведь хорошему продавцу не так уж важно, что продавать. Со временем появятся и официальные дилерские салоны. На переподготовку специалистов сервис-центров понадобится не так уж много времени – по большому счету, все современные машины чинятся одинаково. Тем более, новая машина в первое время не требует серьезного ремонта. Другое дело – согласятся ли владельцы сервисов тратить средства на переоборудование и переобучение сотрудников? Ведь меры по поддержке автопрома – временные. Если через некоторое время поток автомобилей иссякнет или они будут слишком дороги, спрос снизится. Что тогда чинить? В этой ситуации дилеры, ради поддержки которых все и затевается, могут разделить риски с сервис-центрами. Либо государство даст обслуживающим предприятиям какие-то гарантии».

 

Смотрите также: