Примерное время чтения: 10 минут
503

Дорогая дачная жизнь. Проблемы омских садоводов

Сюжет Общество: Ситуация в регионах
Дачники очень дорожат своими садовыми участками. Фото: АИФ / Александра Горбунова

Нынешней весной в Омске ликвидировали 10 дачных автобусных маршрутов, 9 – стали короче, некоторые курсируют по изменённой схеме. И если в черте городе у омичей есть выбор – сесть на маршрутку, добраться до места назначения с пересадкой, то дачники поставлены в очень сложные условия.

Что делать огородникам в условиях оптимизации транспорта? Как добираются они к своим грядкам и смородиновым кустам? И есть ли смысл в этом рискованном земледелии и садоводстве, когда любой овощ и фрукт можно купить в супермаркете, выяснял «АиФ в Омске».

На своих двоих

Утро, 8.00. В толпе пассажиров отчаянно кидающихся под колёса маршруток, в надежде поскорее добраться до работы, мечется бабушка с вёдрами и тяпкой. В конце концов, её старания увенчались успехом – втиснувшись в газель № 393, она облегчённо выдыхает.

– Ох! Думала опять не уеду, – говорит старушка, обращаясь к сидящим в маршрутке пассажирам. – Второй день на дачу не могу попасть, а там всё травой зарастает. Автобус наш пустили по какому-то другому маршруту. Говорят, пассажиров нет – некого возить. А я что, уже не человек? По телевизору сказали – на машинах дачники ездят, а у меня машины нет, хоть на шарике воздушном лети! Сейчас на «конечной» выйду – и ещё с полкилометра топать придётся…

История эта не выдуманная, произошла она на прошлой неделе в Нефтяниках, когда корреспондент еженедельника ехала на работу в редакцию. К слову, бабушке-дачнице повезло – сердобольный водитель пообещал довезти её до ворот дачного посёлка. Но такое везение редкость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политику по сокращению автобусов называют оптимизацией. Якобы муниципальный транспорт экономически невыгоден, в бюджете нет лишних денег, но только дачникам от этого не легче. Кстати, речь идёт не только о наземном, но и о речном транспорте. Катер «Москва», который курсировал раньше до садоводческих товариществ, тоже отменили. Длительность речного рейса была около трёх часов. Это довольно долго, по сравнению с тем, что автобусом до дачи можно добрать за час. Зато мест на катере хватало всем. Многие садоводы не довольны тем, что катер приостановил свою работу.

– Мы добираемся, на чём можем, – говорит Анна Михайловна, дачница с 30-летним стажем. – Чтобы «сесть» на автобус, который идёт в моё садоводческое товарищество, я полгорода объезжаю. Обратно в город вернуться – тоже проблема. Обещали заменить снятые автобусы «газельками», но что-то они не очень хотят дачников возить. У нас один маршрутчик просто перестал выходить на рейс, без всякого объявления. А когда председатель до него дозвонился, тот заявил, что машину бить по этим ухабам больше не будет. И никаких денег ему не надо – ремонт дороже обойдётся. «Ищите другого дурака!» – так прямо и сказал.

Дача в законе. Как правильно оформить дачный участок? Читайте подробнее >>

Колдобины, ухабы…

Качество дачных дорог – это ещё одна больная мозоль омских садоводов. Дело в том, что по закону строить и ремонтировать дороги к садоводческим товариществам должны сами владельцы дачных участков. Но кто они? В большинстве своём, это люди среднего достатка и не очень молодые, а если откровенно – пенсионеры с далеко не чиновничьими пенсиями. И откуда, спрашивается, у них деньги на содержание автомагистралей? Поэтому дороги оказываются бесхозными. Перед председателями товариществ стоит задача – убедить руководство муниципального района взять дорогу в собственность, но это непросто. Хотя в области есть прецедент – администрация Омского района приняла на баланс подъезд к садоводству «Яблонька». Есть проект, проведена экспертиза, при этом лишь 5% средств на ремонт дороги должны поступить из собственных средств дачников, остальные дотирует бюджет муниципалитета. Но этот случай исключительный, огромное число дорог по-прежнему остаётся без хозяина.

– Я думаю, что нужно уделить внимание ремонту дорог, – говорит Элина Владимирова, – очень плохие дороги, везде ямы, колдобины. Мы очень сильно устаём, пока добираемся до дач. Вкупе с тем, что часто приходится ехать стоя, поездка до своего земельного участка бывает просто невыносима.

Эту точку зрения полностью разделяет другая дачница – Алевтина Григорова:

– Садоводы платят налоги – так сказать, пополняют бюджет, а нас оставляют один на один с ямами и рытвинами. Разве это справедливо? Автобусы ходят через раз, а личную машину разбить на таких дорогах – как дважды два. Иногда хочется махнуть на всё рукой и продать дачу, но не могу – привыкла. Да и где я возьму ещё такие огурчики и помидорчики? Свои, без всяких нитратов! А яблоки наши сибирские пробовали? Это же объедение, да и внуков летом сюда мне дети привозят, опять же я их к труду приучаю.

Садовые маршруты в Омске перешли на летний график. Читайте подробнее >>

Без дачи – никуда

Транспорт, дороги, водоснабжение, подача электричества – это только верхушка проблем, с которыми сталкиваются садоводы-любители. Нередко дачи грабят – воры тащат инвентарь, посуду, бочки… Пункты приёма цветмета всё это забирают на ура. И хотя кражи сегодня не столь масштабны, как это было лет пятнадцать назад, когда зимой домики и погреба оказывались разворованными подчистую, эта проблема остаётся. Не спасают даже сторожа, круглый год живущие в дачных посёлках. Однако кража – не самое страшное. Как в пословице говорится, вор хоть стены оставит – а огонь всё уничтожит. Дачные пожары в омских садоводствах случаются с завидной регулярностью.

Но, несмотря на большое количество проблем, садоводы-любители утверждают, что от своих участков отказываться не хотят.

-Мы столько времени и сил вложили туда, – утверждают в один голос Полина Иванова и Элина Владимирова, – и мы не можем бросить своё любимое дело. Нас просто очень сильно расстраивает то, что никто не думает и не заботится о том, как нам тяжело добираться до своих садоводческих кооперативов. Хотелось бы немного понимания того, что дачники есть, мы никуда не делись и у нас есть свои проблемы, которые без помощи государства не решить.

Дачникам в наши дни быть непросто, молодёжь, не привыкшая копаться на грядках, считает садоводов чудаками, которым больше и заняться нечем, как высаживать рассаду, да и государство не особо благоволит. А потому, последние несколько лет дачники чувствовали себя забытыми и ненужными.

От редакции: На днях в областном минсельхозе прошло совещание с представителями рынков и предпринимателями. Речь шла о продвижении садоводческой продукции на омских торговых площадках, в связи с введёнными санкциями на ввоз импорта в Россию. Оказывается, в борьбе за продовольственную безопасность страны именно эти чудаки и могут обеспечить рынок основными продуктами питания, без которых не обойдётся ни один стол: картошкой, свёклой, морковкой, капустой, помидорами, огурцами. Причём, дачники народ не злопамятный – они готовы свои излишки отдавать про так, только берите! Так может быть пришло время по достоинству оценить этих трудяг? По крайней мере, уже в этом году у омских чиновников есть возможность поддержать садоводов, например, продлив время работы дачных маршрутов. Напоминаем, что по вопросам организации движения садового транспорта можно звонить по тел. 77-03-99 в министерство развития транспортного комплекса по Омской области и по тел. 78-79-72, 78-79-66 в городской департамент транспорта. 

Остался без лопаты. Как не допустить кражи на своей даче? Читайте подробнее >>

Кстати: Дачной столицей России по праву считается Подмосковье. Летом здесь находится больше дачников, чем местных жителей. Поэтому садоводы активно участвуют в решении насущных вопросов области. Да и местные власти считают, что владельцы дачных и садоводческих земельных участков не должны быть «чужими людьми». По мнению государства, необходима организация, которая окажет дачникам помощь в решении различных проблем – транспортных, организационных, юридических. Среди основных задач: проведение кадастрового учёта земельных участков и инвентаризация дачных товариществ.

Проблема №1

– В начале апреля в областном обществе садоводов прошло общее собрание, на котором мы обсудили наши проблемы, – говорит Виктор Бобырь, председатель регионального отделения «Союза садоводов». – Люди уже почти смирились с тем, что число автобусов сократили, но они не хотят мириться с тем, что их движение прекращается так рано. Для нас сейчас это проблема номер один. Для того чтобы полностью завершить все дачные хлопоты нужно, чтобы они ходили минимум до середины октября. Председатели товариществ проявили активность и написали официальные письма губернатору, мэру, в министерство развития транспортного комплекса по Омской области и в департамент транспорта Омска. В этих письмах мы излагаем свои требования, я очень надеюсь, что нас услышат. В свою очередь омские садоводы готовы снабжать омичей свежими овощами, фруктами и ягодами. Более того, они могут бесплатно поставлять продукцию в соцучреждения – детдома, спецшколы, интернаты, а так же формировать соцпакеты для переселенцев с Украины.

Садоводы помогут выжить

– Омские садоводы – это ещё один гарант продовольственной безопасности региона в условиях ограничения на ввоз импортной продукции, – говорит Николай Дранкович, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области. – При этом излишки продукции они готовы отдавать даже бесплатно. Мы сейчас прорабатываем схему безвозмездной передачи овощей и фруктов в детские дома и беженцам с Украины, готовится схема оптовых закупок продукции у омских садоводов. Скорее всего, будут организованы пункты приёма овощей и фруктов у дачников. Кроме того, сегодня на рынках города Омска более 400 мест им предоставляется совершенно бесплатно. Приходи – торгуй!

Официально: Объективная реальность в том, что финансовых возможностей сохранить расписание дачных автобусов прошлых лет у нас просто нет. Сейчас в Омске 41 дачный маршрут (в 2012 году их было больше 80, в 2013 году – 47, – Ред.) Дачники уже приспособились, хотя поначалу было немало возмущений, но гонять пустые автобусы из одного конца города в другой – дорогое удовольствие. Сейчас садоводы просят продлить время работы дачных маршрутов, то есть закончить их движение не 29 сентября, как это делалось традиционно, а на пару недель позже. Если погодные условия будут благоприятные, мы готовы пойти им навстречу. С дачными маршрутами работаем по скользящему графику, - комментирует Олег Осинский, директор департамента городского транспорта.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах