Прошедшая неделя для жителей дагестанской столицы началась с необъявленной «войны». Махачкалинцев, вышедших с утра из своих домов и спешащих по делам, ждал неприятный сюрприз: ехать оказалось не на чем. Маршрутчики объявили забастовку.
Если учесть, что маршрутные такси — это единственный вид городского общественного транспорта в Махачкале (за исключением редких троллейбусов, которые в городе обнаружишь только днём с огнём, да и то лишь на нескольких улицах), можно было подумать, что над горожанами решили всерьёз поиздеваться.
Впрочем, далеко не все махачкалинцы сообразили сразу, что происходит. Многие так и стояли час – два на остановках и обочинах дорог в ожидании сначала маршруток со своим, заветным номером. Потом — уже каких-нибудь. Пока не поняли, что сегодня, похоже, маршруток не будет никаких.
Транспортный коллапс
Кому повезло оказаться недалеко от троллейбусной линии, остались ждать. А потом пытались втиснуться в переполненный троллейбус. Остальные стали звонить родственникам и друзьям на машинах или ловить такси. Кто-то, посчитав, что дорогу осилит идущий, пошёл пешком. Остальные, для кого такси — непозволительная роскошь, а друзей «на колёсах» нет, вернулись домой.
Среди телефонных звонков самыми популярными стали от коллег: «Ты на работе? А шеф? Скажи, что я... попытаюсь приехать». А самой обсуждаемой темой в офисах стал транспортный коллапс с обязательными расспросами, кто, как и на чём доехал.
Городские фирмы такси от нахлынувших звонков просто зависли: все телефонные линии заняты, машины, соответственно, тоже. Если каким-то чудом и удавалось сделать заказ, в час пик ждать приходилось час, а то и больше.
Были и другие таксисты, те, кого в народе принято называть «грачами». Которые, кстати, поняв, что их звёздный час настал, быстро узнали себе цену. И подняли её с привычной для махачкалинских мерок средней цены 100–150 рублей до 300 и выше. Вступая при этом в перепалки с клиентами, которые отказывались платить вдвое больше. Но, стоит отдать должное, не все таксисты просили с пассажиров по завышенным тарифам. Некоторые даже соглашались, чтобы люди, скооперировавшись на остановках с теми, кому по пути, садились в одно такси по два, три человека. Выходило по 50 рублей с каждого.
Город, как мог, спасался от ада с полностью отсутствующим общественным транспортом. Тем временем некоторые из бастующих водителей маршрутных такси иногда мелькали на дорогах, не реагируя на отчаянные жесты людей, столпившихся у остановок. Или останавливались, со злорадством наблюдая, как горожане, толкая друг друга, пытались открыть дверь.
Были и маршрутчики, которые были против забастовки. Пока большинство бастовало, они пытались работать — возить людей. Но их были единицы. И ездили они без номеров своих линий. Бастующие не давали им работать. Останавливали. Мол, «у нас забастовка, ты что тут...», и требовали от пассажиров выйти.
Попутка вместо маршрутки
Пока Махачкала утопала в транспортном коллапсе, махачкалинцы сами нашли выход.
Началось всё с неравнодушных людей в твиттере. Люди со своим авто сначала просто начали предлагать подвезти своих знакомых и незнакомых «читателей». Появилось много желающих воспользоваться помощью и много желающих предложить помощь. Последних было даже больше. Используя хештэги #ОтвезуПоТвиттерски, #ДагТвиТакси и #ЕдуЗаСпасибо, пользователи твиттера начали заранее сообщать о своем предстоящем маршруте: откуда они будут выезжать, во сколько, по каким улицам поедут, чтобы те, кому по пути, оставляли свои заявки.
Твиттер пестрит подобными сообщениями: «Поеду от Дома журналистов на Петра I, Ленина, ЦУМ, Акушинского. Могу подвезти», «Гагарина, Кирова, Ленина, ЦУМ. Кому по пути, ребята? Не молчите», «Всё больше входим во вкус. Думаю, будем разъезжать допоздна», «Еду по Калинина в Редукторный. Могу забрать».
Появился и юмор на тему: «Мне, пожалуйста, машину с некурящим водителем в район Восточного рынка», «Привезите шашлык в Семендер».
Участие в акции приняли свободные от личных дел активисты.
«Акция #ЕдуЗаСпасибо была придумана нами, чтобы помочь людям в период транспортного коллапса в городе добраться до места назначения, — рассказывает руководитель дагестанского молодёжного движения «Я помощник президента» Магомед Магомедов, — Таксисты называли нереальные цены. Помимо этого, наши ребята ездили по конечным остановкам рейсов маршрутных такси и просили водителей выйти на маршрут, так сказать, по-братски, как сказал наш мэр. Нам было очень приятно, когда люди нас благодарили».
Жительница Махачкалы, журналист Ася Мусакаева, которая также приняла участие в этой благотворительной акции, подбирая людей по дороге на работу и с работы, рассказывает о своём опыте: «Я человек, как и многие махачкалинцы, работающий. Утром, по дороге на работу, видела, сколько людей стояло на центральных улицах. Я понимала, что люди опаздывают на работу, дозвониться до диспетчеров такси было практически невозможно, поэтому я по дороге на работу обзванивала знакомых, которым нужно примерно в том же направлении, что и мне. Подвозила не только тех, кого знаю, но у всех, кто откликнулся в твиттере. Мы часто подвозили и тех, кто живёт в других районах, понимая, что добраться домой им не на чем. И я считаю, что это абсолютно нормальный жест».
Бастующие, вероятно, поняв, что незаменимых маршруточников нет, спустя два дня прекратили забастовку и вышли на работу. Пока что по прежнему тарифу, но как долго это продлится — неизвестно. В любой момент может начаться новая забастовка.
С чего все начиналось
Декабрьской забастовке, когда водители маршруток просто не вышли на работу, предшествовала другая сходка, на которой маршрутчики выдвинули ультиматум. Ценой ультиматума оказались 3 рубля. Водители маршруток собрались на конечной остановке городского маршрута №5 и вышли с требованием повысить тариф на проезд в маршрутке с существующих 14 рублей до 17. И ввести ночной тариф — 20 рублей после 20:00. Водители жаловались, что работают себе в убыток. Траты на оснащение маршрутных такси аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, ежемесячное обслуживание которой также будет производиться из личных средств, страховку машины и пассажиров, техобслуживание, ремонт, запчасти, ГСМ, рост цен на бензин, продукты в магазинах, услуги ЖКХ...
«Нашего заработка ни на что не хватает. Очень трудно содержать семью. А тут ещё и цены на бензин подскочили. В такой ситуации мы вынуждены искать другую работу, а может быть, и уехать за пределы республики, — причитали водители. — Если наши условия не будут выполнены, то 1 декабря ни одна маршрутка не выйдет в рейс». На встречу с бастующими прибыл начальник Управления промышленности, транспорта, связи и дорожных работ администрации Махачкалы Андрей Гусейнов (с 9 декабря уже «экс» — прим. ред.), который сказал бастующим, что руководство города согласно с требованиями.
Пока жители города возмущались наглостью маршрутчиков и тем, что цены на услуги ЖКХ, продукты и прочее растут не только для водителей маршруток, водители обклеивали свои салоны объявлениями о повышении цены за проезд с 1 декабря.
1 декабря началось непонятное. Маршрутчики начали брать за проезд 17 рублей, а администрация города заявила, что никакого постановления не было, вопрос требует серьёзного изучения, а самовольное повышение маршрутчиками тарифа незаконно.
Водители в течение двух дней пытались брать за проезд 17 рублей. Пассажиры сначала платили, но, узнав, что официально мэрия пока ничего не одобрила, перестали.
Проводились неоднократные совещания, на которых и. о. мэра Махачкалы Магомед Сулейманов заявлял, что ажиотаж вокруг повышения тарифа на проезд в маршрутном такси искусственно нагнетается и создаётся с целью взбудоражить общество. Глава города подчеркнул, что вопрос требует ювелирного подхода. Нужно сначала разобраться в проблеме, сделать необходимые расчёты и изучить картину в соседних регионах. «До конца года никакого повышения тарифа не будет», — заверил Сулейманов.
Но ждать до января оказалось невтерпёж, и 8 декабря жители города оказались без общественного транспорта.
Бастующих вызвали в мэрию на встречу с руководством города, где Магомед Сулейманов попросил их «по-братски не совершать резких остановок, не останавливать город» и подождать до 25 декабря.
Водители согласились пока не повышать цены. Но продолжают гнуть свою линию про 17 рублей и семьи, которые надо кормить: «Я же должен хоть какую-то "копейку" домой принести. Я недавно был в Пятигорске, Нальчике, там намного выше цены, хотя жителей там намного меньше, чем в Махачкале. ГСМ у нас дороже, чем в других городах, не говоря уже о техническом обслуживании машин». «Вы посмотрите, какие цены в магазинах. На что нам семью кормить? Сколько было маршрутчиков в городе, но сейчас больше половины уехали в другие города, потому что невыгодно здесь работать».