До московских пробок далеко
Несмотря на то, что пробки в городе превратились в кошмар местных жителей, специалисты «Яндекса» поставили Омск лишь на 8 строчку в московской шкале загруженности дорог крупных городов России. Согласно данным исследованиям, средний балл пробок в Омске составил 1,4, в то время как у ближайших соседей этот показатель составляет 4,1 (Новосибирск) и 4,4 (Екатеринбург), а в Москве вообще равен 5,7. Получается, до московских пробок на дорогах Омску ещё далеко, но и того, что есть сейчас, хватает, чтобы осложнить жизнь горожан.
Почему стоим?
Количество личного транспорта растёт в Омске с огромной скоростью. В 2013 году число автомобилей в городе выросло на 25 тысяч! Теперь по магистралям Омска ежедневно передвигается примерно 40 тысяч единиц личного транспорта. Количество машин растёт, дорог-дублёров основных автомагистралей больше не становится. Каждый день горожане стоят в пробке всё дольше и дольше.
Чтобы избежать транспортных проблем, многие горожане приезжают на работу не к положенному времени, а за час до начала рабочего дня. Так, сотрудники офисов одного из находящегося в самом центре города бизнес-центров Омска, рабочий день которых начинается в 9:00, приезжают на работу к 8:30, а то и к 8:00, чтобы более-менее беспрепятственно до неё добраться.
Есть и ещё одна причина, по которой сотрудники офисов стремятся приехать на работу как можно раньше. Это нехватка мест на парковках. Чтобы успеть «забить» место под окнами офиса, нужно приехать хотя бы на 20 минут раньше других, а лучше — ещё раньше.
Проблема с парковочными местами возникает не только у офисов, но и у торговых центров. Если мест на организованной парковке не хватает, автолюбителям ничего не остаётся, как парковаться на тротуарах, газонах или обочинах. Именно припаркованные вдоль дорог машины часто становятся дополнительной причиной заторов.
Например, центральные омские улицы Герцена и Орджоникидзе, являющиеся дублёрами основной магистрали Красный путь, имеют по две полосы движения в каждую сторону. Но фактически к началу рабочего дня 4 полосы превращаются в 2, так как две полосы с двух сторон обрастают припаркованными автомобилями.
Бывший главный архитектор Омска Альберт Каримов видит источник пробок в городе и в бесконечном строительстве всевозможных торгово-развлекательных центров и крупных жилых комплексов:
– Строятся новые торговые комплексы, а дорожная обстановка в расчёт не берётся. Нужно уйти от строительства крупных жилых комплексов, так как это создаёт условия для возникновения пробок.
Другими словами, когда строится новый торговый центр или жилой комплекс, нужно учитывать пропускную способность дорог вокруг, просчитывать увеличение нагрузки на дороги в том месте, где ведётся строительство, если необходимо, то создавать новые транспортные развязки параллельно со стройкой жилых и торговых объектов. Ни для кого не секрет, что целыми жилыми кварталами застраивается Левый берег Омска, а там и сейчас бесконечные пробки в час пик на ул. Лукашевича и никогда не рассасывающаяся пробка на подъезде к метромосту. Что будет на левобережных дорогах, когда в свои новые квартиры въедут жильцы, представить страшно.
Кстати, о метро. По мнению Альберта Каримова, если сейчас метро в Омске перестать строить, то через несколько лет город задохнётся без него. Скоростной транспорт необходим крупному развивающемуся мегаполису. Именно с его появлением часть дорожных проблем может решиться, городские магистрали, наконец, поедут. Пересадить жителей с личных автомобилей на метро будет не так сложно при условии, что сеть метрополитена будет достаточно широка. Вместо того, чтобы выезжать раньше из дома и стоять в пробках, многие предпочтут оставить автомобили и приехать на работу на метро за 15–20 минут.
Однако строительство метрополитена требует огромных затрат, и даже при условии, что 60 % средств ежегодно вкладывается из федерального бюджета, проект всё равно остаётся очень затратным для региона. Но и отказаться от того, что уже построено, власти считают невозможным. Об этом прямо заявил губернатор Омской области Виктор Назаров. Он также прокомментировал возможность запуска скоростного трамвая, так называемого лёгкого метро:
– Мы бы хотели, чтобы лёгкое метро было встроено в уже существующую общую трамвайную систему города. Существующие сегодня рельсы скоростной трамвай не выдержат, нужны также и ограждения, и переходы через дорогу. Это тоже недешёвый проект, но он гораздо дешевле, чем тот вариант метро, который у нас есть.
Ещё одна причина пробок на омских дорогах — качество дорожного покрытия. Дорожные выбоины затрудняют движение, приводят к авариям, а аварии — к пробкам. Для нормального содержания дорожной сети ежегодно требуется не менее 8 млрд руб., но таких средств нет ни в городском, ни в областном бюджете. Поэтому дорожные проблемы решаются поэтапно. Средства выделяются в первую очередь на те точки, где это особенно необходимо. Только дорожная ситуация от этот легче в Омске не становится.
Как решается проблема?
Если со строительством метро всё более-менее понятно (замена на скоростной трамвай), то другие дорожные сложности разгрузки магистралей ещё предстоит разрешить.
Уже сейчас городские власти приняли программу развития дорожного хозяйства и транспортной системы. Если верить компьютерной модели проекта, то благодаря созданию новых транспортных развязок, предусмотренных программой, пробки в Омске должны исчезнуть. Но жизнь покажет, не увеличится ли за время реализации программы транспортный поток города настолько, что построенные новые развязки уже не будут справляться.
Для борьбы с пробками не только строят новые развязки, но и реорганизуют и оптимизируют движение на дорогах города. Например, запрещают левые повороты, как правило, затрудняющие движение: в 2013 году было запрещено 7 левых поворотов в разных частях города.
Меняются режимы работы светофоров, чтобы увеличить пропускную способность на тех участках, где замечено скопление машин. Сегодня в единую автоматизированную систему управления дорожным движением (АССУД) включены 30 омских светофоров. Благодаря координации их работы единым центром управления стало возможным создание «зелёной волны», которую очень любят омские автолюбители. В 2014 году администрация города намерена установить на омских перекрёстках датчики управления светофорами, которые позволят отслеживать ситуацию и не допускать зелёного сигнала для пустых дорог, в то время как где-то стоят в пробке автомобили.
Справиться с пробками, опираясь на опыт других стран, поможет перевод пешеходов в подземные или надземные переходы. Если рисовать зебру на каждом углу, то город не поедет никогда, считает Вадим Кормилец, руководитель отдела организации и безопасности дорожного движения городского департамента транспорта. Поэтому количество ненужных наземных переходов нужно сокращать, заменяя их на кнопочные, что обеспечивает равномерность транспортного потока, а ещё лучше — на подземные пешеходные переходы. Работа по строительству подземных переходов в Омске намечена обширная. Уже сейчас активно строится переход на остановке «Голубой огонёк» в самом центре города. Когда-то здесь была зебра, потом установили кнопочный светофор, но пробка всё равно продолжала скапливаться. Теперь власти взялись за строительство подземки. И несмотря на то, что в связи со строительством подземного пешеходного перехода дорожная ситуация на этом участке затруднена, после окончания строительства, по мнению омских транспортников, проспект Карла Маркса должен поехать свободно.
До 2016 года планируется построить в Омске ещё 6 подземных переходов на проблемных участках дорог.
Проблема пробок в городе стоит остро, меры для её решения власти принимают, но пока их недостаточно. Метро строится слишком медленно, стройка торговых центров и жилых массивов активно развивается, проблема нехватки парковочных мест в городе не решается, сеть общественного транспорта развивается вяло, поэтому пересадить автолюбителей на автобусы и трамваи пока не представляется возможным. Омск продолжает задыхаться в пробках.