Примерное время чтения: 6 минут
901

Заложники ситуации. Крымчане впервые столкнулись с запретом на литературу

Сюжет Образование: Ситуация в регионах

В Крыму запретная для России литература свободно распространялась годами, теперь крымчанам в короткие сроки необходимо изъять её из обращения. В поисках экстремистской литературы библиотекарям, школам, религиозным организациям и обычным гражданам придётся пересортировать миллионы книг.

По административному кодексу РФ, за распространение, производство или хранение экстремистских материалов можно получить до 15 суток ареста, а юрлицам придется приостановить работу на 3 месяца. Для тех же, кто распространяет экстремистские материалы «с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека или группы лиц по каким-либо признакам», предусмотрена уголовная ответственность - до 5 лет лишения свободы, рассказал «АиФ-Крым» помощник прокурора республики Богдан Горб.

Инструмент информационной войны?

Поскольку значительная часть запрещенных на федеральном уровне изданий  – мусульманская литература, этот «литературный» запрет стал одним из инструментов информационной войны. Десятки украинских СМИ, представители Меджлиса крымско-татарского народа  сообщали, что в медресе, мечетях,  домах крымских мусульман проводятся обыски с целью якобы «запугивания» крымских татар, говорили об их повторной депортации и всяческих притеснениях.

 

Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

 

Ситуацию усугубляло то, что правоохранительные органы категорически отказывались и отказываются по сей день давать какие-то ни было комментарии по поводу проведения оперативно-следственных мероприятий.

Крымские татары  неоднократно жаловались на обыски главе республики Сергею Аксёнову, просили повлиять на ситуацию. Власти Крыма уверяли и уверяют, что запугивать никто никого не собирался. Просто граждан призывают соблюдать законодательство РФ: не хранить, не распространять и не использовать литературу, которая находится в списке экстремистских материалов РФ.

«Наряду с неизменным уважением и поддержкой деятельности этнических организаций, мы выступаем за строгое соблюдение ими российского законодательства. В Российской Федерации требования закона едины для всех, и исключений быть не может», – сообщали в МИД РФ.

Закон для всех

Впрочем, временное исключение для Крыма всё же сделали. После переговоров мусульманам Республики дали три месяца на то, чтобы беспрепятственно избавиться от запрещенной литературы. Как сообщил Сергей Аксёнов, в течение этого  срока среди мусульман будет проводиться активная разъяснительная работа, список запрещённой литературы будет опубликован в СМИ, а санкции за использование такой литературы в Крыму применять не будут.

Примечательно, что список мусульманских книг и брошюр, вошедший в Федеральный перечень запрещенных экстремистских материалов, в СМИ был опубликован ещё в августе этого года. Его обнародовал муфтият Крыма.

Список насчитывает 272 источника. Как заявляют в муфтияте, среди них есть как редкая, так и достаточно популярная литература, которая была едва ли не в каждом доме мусульман.

«В списке упоминается литература различных мусульманских движений, которые признаны радикальными. В частности, там есть  журналы и книги, освещающие деятельность исламской партии Хизб ут-Тахрир аль-Ислами или же учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими, которое в народе называется ваххабизмом. Или же другая литература, представляющая субъективное радикальное учение.  Но наряду с этим также есть общеизвестные книги общепринятых мусульманских учёных. Часть этих книг, в частности, издавалась в Москве, привозилась сюда и продавалась в магазинах. В медресе, например, во время обыска нашли маленькую брошюрку «Крепость мусульманина», которая, возможно, есть у каждого второго мусульманина здесь: она очень распространена. Там есть молитвы», – рассказывает заместитель муфтия мусульман Крыма Айдер Исмаилов

В Духовном управлении мусульман Крыма сообщают, что работа по информированию населения и изъятию запретной литературы в мечетях и медресе началась ещё в мае 2014 года. И этот вопрос сейчас, в октябре, считают неактуальным.

«Переходный период необходим»

 «Люди, у которых дома оказалась запрещённая литература, стали заложниками ситуации, и обвинять их в чём-то не стоит», – считает глава комитета по межнациональным отношениям Крыма Заур Смирнов.

По его словам, в период Украины во многих вопросах в Крыму, в том числе и религиозных, царила вседозволенность. Здесь беспрепятственно регистрировались и даже поддерживались властью организации, секты, которые в России запрещены.  Естественно это не могло не сказаться и на том потоке литературы, которая за это период наполнила крымские религиозные учреждения, будь то мечети, медресе, другие приходы и дома прихожан.

«Переходный процесс не может касаться отдельных вопросов жизнедеятельности, он должен касаться всех. И в данном случае, деятельность религиозных организаций не исключение. Никто сегодня не может дать гарантии отсутствия запрещённой литературы, которая годами тут распространялась тысячами экземпляров», – считает Смирнов. Поэтому переходный период здесь был просто необходим.

Кроме того, как оказалось не стоит расслабляться и тем, у кого нет дома запрещенной литературы, входящей в список, опубликованный муфтиятом.

«Статья 280 уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, неотъемлемой частью которой являются Республика Крым и город федерального значения Севастополь. По данной статье уголовного закона могут быть квалифицированы и действия по распространению литературы соответствующего содержания. Максимальное наказание за такие действия также установлено в виде лишения свободы на 5 лет», – говорит Богдан Горб.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах