Он засунул в кишки свою руку, долго копался и наконец вытащил живую ящерицу с коготками на лапках. После этого он обратился к пациенту - индейцу, находившемуся на лежанке: «Видишь, почему ты заболел? Она тебя изнутри когтями царапает!» Он брезгливо бросил ящерицу в ведро с помоями, поводил над животом индейца руками, снял с него марлевую повязку и провозгласил: «Иди!» Тот встал. Никаких швов и вообще следов операции на его теле не было!»
Такую сцену во время своей поездки по Мексике увидел Валерий СОЧЕВАНОВ, известный путешественник, геолог и специалист по биолокации. В «столице колдунов» - городе Катемако, а также в других местах этой латиноамериканской страны он общался с представителями магических индейских культов.
«Безголовые» в сельве
- Катемако - не туристическое место. Вдалеке от Мехико, столицы страны, и, можно сказать, на отшибе. Многие мексиканцы туда не ездят - боятся. Посетители - в основном местные индейцы и туристы. Меня скрепя сердце согласились довезти в «город колдунов» на своей машине мои хорошие знакомые испанского происхождения, которые сказали: «Сами мы туда и под пулемётом бы не поехали! Там все брухо, наведут на нас порчу!..»
До нашей эры в этих местах жили ольмеки - племя, поклоняющееся ягуару и создавшее самую первую цивилизацию на территории Мексики. Считается, что именно ольмеки были учителями майя. Современным археологам они оставили множество загадок - например, трёхметровые каменные головы с негроидными чертами лица, разбросанные по сельве. Один из городов ольмеков был назван Син-Кабесас («безголовые») - из-за обилия повреждённых и обезглавленных статуй, найденных исследователями в джунглях. Большую часть их уже разобрали по краеведческим музеям, но далеко не всё. В местечке Трес-Сапотес я видел одну из таких голов, лежащую в патио (по сути в огороде) у местного фермера. Ребятишки кололи на ней орехи...
После двух дней пути мы оказались в небольшом патриархальном городке на берегу озера в кратере потухшего вулкана. К слову, именно там Мел Гибсон снимал фильм «Апокалипсис». Окрестности Катемако ещё с доиспанских времён были центром Брухерии - мексиканских культов, использующих магию. По легенде, искусство колдовства и целительства зародилось там более двух тысячелетий назад. Каждый год в начале марта в Катемако со всей Латинской Америки съезжаются брухо - колдуны чёрной и белой магии, знахари, травники и другие специалисты по нетрадиционной медицине. Там они показывают приезжим свои обряды - очищения ауры, снятия порчи и предсказания будущего. Большинство так называемых брухо (знахарей) - откровенные шарлатаны, выманивающие деньги у туристов. Но бывают случаи, когда обещанное исцеление всё-таки наступает. Что это - сила магии или самовнушение?
Скелет в бунгало
На окраине Катемако в парке стоит бунгало из бамбука, где один из брухо принимает всех желающих. Недорого - 50-60 песо за визит (5-6 долл. США. - Ред.). Сходить к нему - традиция для туристов. Я засёк время: на каждого посетителя колдун тратил минут 15. Захожу: комнатка примерно в 10 кв. м, от пола до потолка вся завешана и заставлена религиозными символами: Будда, полумесяц, Христос, распятие. И тут же кришнаитские символы, звезда Давида и местные индейские божки. «Все помогает!» - миролюбиво говорит брухо, на вид лет 50. Выглядит он заурядно: среднего роста, без лишней растительности на лице, одет в сельские штаны и рубашку. Он механически прочитывает себе под нос какие-то «мантры», делает вокруг меня пассы руками, водит туда-сюда посудиной с тлеющими травами на манер нашего кадила и говорит: «Идите». Я удивляюсь: «И это всё?» А потом узнаю, что спустя год после моего посещения у того же брухо побывал Юрий Сенкевич со съёмочной группой «Клуба путешественников». На одной из отснятых ими фотографий проявился человеческий скелет, которого на самом деле в комнатке у брухо не было…
Колдовство Брата
«А в Мехико, - шепнули мне по секрету, - работает самый главный брухо, который настолько велик, что у него даже нет своего имени. Все называют его просто Брат. Он не принимает белых гринго - только своих. Но для вас и за отдельную плату… он сделает исключение». Через полгода после всяческих согласований, проверок и неоднократного общения с эмиссарами Брата я получил добро на встречу с ним. Его агенты сообщили мне пароль, который требовалось озвучить на месте. Меня посадили в джип с тонированными стёклами и привезли в Койоакан - некогда элитный район Мехико, где, кстати, жил и был убит Троцкий.
И вот я стою перед двухэтажным особняком с просторным патио. Высокий забор - метра три. В нём дверь, окошко, звонок. Звоню. В глазок кто-то смотрит. Я спрашиваю: «Здесь школа танцев?» Это первая часть пароля. Дверь приоткрылась. Вопрос: «Вы от кого?» - «Я от сеньоры Лурдес». - «Ну тогда входите. Доктор русо?» - «Си». Охранник пропускает меня во двор. Там под полуденным солнцем выстроились три разных очереди: дети, женщины и мужчины. Первыми, естественно, к брухо заходят «мачо». Потом - дети, последними, если остаётся время, «мухерос» - слабый пол.
Цена за посещение уже другая - 250 песо. За столиком, напоминающим конторский, вспотевший от жары и суеты ассистент регистрирует входящих. В комнате, где работает Брат, стоит лежанка и царит полумрак: никакого электричества и окон, только свеча горит в уголке. «Этот брухо, - как объяснили мне перед визитом его приближённые, - вроде филиппинских хилеров - делает любые операции без боли, швов и голыми руками. При этом неважно, что именно у вас болит: хоть голова, хоть пятка. Все операции всё равно происходят на животе…»
Молча указав мне на стул, Брат подошёл к ожидающему на лежанке пациенту-мужчине, дал выпить из глиняной чашки какое-то снадобье и наложил ему на живот толстую марлевую повязку. Я с напряжением ждал: когда же он начнёт пальцами вскрывать брюшную полость? Но произошло неожиданное: брухо взялся за огромные ножницы… Со следующим вошедшим повторилась такая же история, с той лишь разницей, что колдун вытащил из его живота не ящерицу, а горсть червей. И сказал: «Видишь? Тебя грызут черви». У третьего он просто отрезал часть кишок и выбросил их в урну...
В чём был фокус? Накладывая повязки на живот «пациентам», брухо незаметно засовывал под них пакет со свиными кишками, ящерицей, червями и т. п. А легковерные больные принимали весь этот цирк за чистую монету. На приём к Брату ходят и малограмотные крестьяне, и вполне приличная публика: испанцы, которые родились в Мексике, в том числе с университетским образованием. Все они свято ему верят. Видя моё недоумение, он только развёл руками: «Меня так научили. Вся моя магия такая…»
Вместе с тем в селении близ Катемако я видел и настоящую «колдунью» - пожилую женщину-травницу, которая, как и русские бабушки, лечила людей заговорами и отварами из целебных растений. Меня привёз к ней её сын. Она в отличие от Брата работала без обмана. Жители окрестных деревень несли ей кто что мог: куриц, свинину, яйца, апельсины, бананы и т. п. Она была индианкой из племени татанаки. Помогала всем. Но сама была очень больна - изношено сердце. На саму себя ей целительских сил уже не хватало...
Как очищают душу обрядом «темаскаль»? Почему мексиканцы не боятся покойников, не умеют готовить яичницу и любят напускать порчу? Как ищут клады конкистадоров в местной глубинке? Почём свежие устрицы и лобстеры в мексиканских тавернах? Об этом - в следующем номере.