В небольшом офисе, расположенном в двухэтажном бараке, находится своеобразная
У входа стоит Олег Кивокурцев — студент последнего курса автодорожного факультета ПНИПУ. По дороге в просторный кабинет, он говорит, что здесь находится фирма по созданию сайтов, которую организовал его друг.
История создания
«У меня в университете был интересный предмет „Робототехника“. Вместо курсовой я решил сделать собственный проект. Нужно было придумать концепцию роботизированного устройства для нанесения дорожной разметки и виброполос. Имея
Олег вступил в группу в социальной сети, где люди обсуждают различные вопросы робототехники. Он нашел там нескольких пермяков, которые также увлечены этим делом. Один из них, Игорь, сразу откликнулся — у него был свой проект («робот на гусеничном ходу»), который не имел практической реализации.
«Мы с ним встретились — нашли общий язык. И начали мозговой штурм. Выделили одну серьезную проблему. Это снегоуборка. Существуют несколько видов: крупная механизация, средняя, когда работают маленькие погрузчики, экскаваторы. Тротуары, асфальты и парковки — здесь уже трудится человек. Как такое может быть? Двадцать первый век — а все еще человек чистит?! Тратит много сил, энергии. Процесс, между прочим, очень важен для города. Потому что, если бабушка или
Олег привел статистику, что только в Москве за первый день выпадения снега тысяча человек обратились в травмпункты. «Здесь даже есть коррупционная подоплека. Например, гастарбайтеру платит 7 тысяч рублей ЖКХ, а прописано 15. Глава управляющей компании себе имеет долю. Все так делают», — возмущается студент.
Все мысли только о нем
Работы по созданию
Ребята выбирали долго конструкцию. Произвели небольшой расчет. Хотели работать в университете, но не получилось. Делали все за свой счет.
В помещение заходят два других изобретателя.
«Это Максим, — Олег показывает на молодого человека. — Он круглый отличник, хороший специалист, инженер и проектировщик. Тоже присоединился к нашей команде. А про Игоря я уже рассказывал. Кстати, это его офис. Здесь и проводим испытания».
Робот в работе
Выходим на улицу. Ребята выносят электронного снегоуборщика вдвоем. «Тяжелый, — говорят они. — Ну что, покажем, как он работает».
Изобретатели кладут робота на снег.
«Есть еще куда стремиться, — говорит Олег. — Перед нами всего лишь макет робота. Даже имени не придумали ему. Здесь стоят недолговечные двигатели — в конечном итоге будем ставить другие образцы. Но, тем не менее, — он очень мощный и трудоспособный».
Игорь берет пульт управления, который выглядит как простой джойстик.
Робот перед уборкой настраивается — делает несколько опусканий, после чего резко двигается вперед, загребая по дороге весь снег.
Искусственный интеллект — мы сможем!
«С джойстика управлять пока трудно», — говорит Игорь.
Робот чистит снег с непринужденной легкостью. В некоторых местах достает даже до асфальта.
«Вообще у нас планируется разработать три пути управления для робота, — говорит Олег. — Первое, — это управлять с помощью пульта, как на улице, так и на балконе в коттедже. Второй вариант — операторный способ через
«А третий путь, — это безоператорный способ, когда на роботе будут стоять несколько датчиков, которые видят пространство вокруг себя, — добавляет Максим. — Человек нажимает на кнопку, а робот сам по себе работает. Сделал -от снега очистил, уехал на зарядку. По факту, получается искусственный интеллект. Мы можем так сделать, для нас это не проблема».
Чистая площадка
Большие куски робот убирает со второго раза. Если требуется сделать тяжелую работу — очистить заледенелый снег, то на это потребуется больше времени. Цель всегда выполняется, как говорят конструкторы.
На «спине» у робота установлен дисплей, который показывает температуру на двигателях, напряжение и заряд аккумулятора.
«На данный момент, он убирает
Резины, шипы и цепи установлены специально для увеличения коэффициента сцепления, так как робот трудится на довольной сложной снежной поверхности.
«Сейчас он работает на свинцовых аккумуляторах. В принципе, можно поставить солнечную батарею, — поясняет Олег. — Проблема угона нашего робота, если он будет убирать снег на улице, возможна. Но это тоже решаемо. На нем может быть установлена
Как только изобретатель закончил говорить, робот сделал последний заход и вернулся обратно. Небольшой кусок территории был отчищен за одну минуту.
Цена вопроса
«На самом деле, за рубежом были такие идеи. Но посмотрите на японцев: они сделали военного робота за миллион долларов, — говорят конструкторы. — Извините, один удар из танка — и нет робота. Но у американцев дела обстоят лучше — робототехника там спонсируется из военного бюджета. У них целые лаборатории есть в больших цехах. А мы сидим тут, в тесном офисе», — говорят молодые люди.
Касательно продажи робота, пермяки затрудняются точно назвать, когда проект будет полностью закончен. Но стоимость уже определили.
«Стоить будет около 4 тысяч долларов. Но цена будет зависеть от разных комплектаций. Если он с ИИ — это одна цена, если с пультом — третья цена. Камера нужна, не нужна, — разные деньги. Мы сделаем несколько модификаций. Будем заниматься ручной сборкой — зато качественно получится. Мерседесы ведь вручную собирают», — рассказывает Игорь.
Ребята рассчитывают только на частный бизнес.
«Нашего робота я вижу как прикладное предпринимательство в науке. Сейчас у нас идет малая монетизация знаний. Люди имеют их, аккумулируют, но не знают, как превратить мысли в деньги. А я знаю. Уже есть пять заказов на робота из Перми. Один человек просто мимо проходил — увидел через ограду, как робот убирает снег. Говорит, делайте, доводите — я сразу куплю», — говорит Олег.
На вопрос о том, как власти могут посодействовать исследованиям, пермяки лишь отшучиваются.
«Государство? А что оно нам предложит? Единственное, чем может помочь в данный момент — просто не мешать. И налоги, чтобы мы не платили, — смеется Олег. — Однако губернатор Виктор Басаргин, к слову, отметил, что у нас в крае нет амбициозных исследований. Может, к нему мы и обратимся. Но позже».