Ударная волна от обвала курса рубля к зиме докатилась до отечественного рынка цифровой техники. С 1 декабря официальные цены на продукцию Apple вырастут на четверть. Повышение затронет все актуальные девайсы гиганта из Купертино — так, уже далеко не новый планшет iPad mini теперь будет стоить 15 тысяч рублей, а топовая версия iPhone 6 Plus с 128 Гб внутренней памяти теперь обойдётся почти в 60 тысяч.
Apple — только первая ласточка, и вскоре существенно ослабший в последние месяцы рубль потянет вверх цены на продукты других производителей. АиФ.ru поговорил с экспертами и ритейлерами, чтобы выяснить, в каком состоянии сейчас находится цифровой рынок в России и что с ним произойдёт в будущем.
Шаг Купертино
Дело в том, что производители через своих официальных дилеров продают технику по установленным заранее ценам. Примерно ту же сумму за тот или иной гаджет — в зависимости от востребованности — просят и местные ритейлеры. Им невыгодно задирать ценник, когда потенциальный покупатель может купить устройство напрямую у производителя или другого ритейлера.
Так было до конца ноября, когда Apple сообщила, что с 1 декабря цены на iPhone, iPad вырастут на четверть. В результате самый дешёвый iPhone 6 подорожал на восемь тысяч рублей, а новый флагман Apple iPhone 6 Plus в топовой конфигурации — и вовсе на десять.
Такое повышение цен для Apple — шаг вынужденный. При таком дешёвом рубле в пересчёте в доллары iPhone 6 в России был дешевле, чем во многих других странах. Повышение цен затронуло также смартфоны предыдущего, но всё ещё актуального поколения — iPhone 5s и 5c.
Теперь, считают аналитики, аналогичного шага стоит ждать и от других крупных вендоров.
Равнение на рубль
Крупные игроки индустрии внимательно следят за всеми обстоятельствами своего бизнеса, и они уже продолжительное время обсуждают дальнейшие действия в связи с ситуацией на рынке валют. В Сеуле уже несколько недель главы Samsung обсуждают повышение цен на 5 %. Озабочены падением прибыли с продаж и в других компаниях.
Производители оказались в очень неудобном положении. С одной стороны, необходимо каким-то образом возвращать упущенную из-за дешёвого рубля прибыль, с другой — повышение цен непосредственно перед новогодними праздниками может серьёзно ударить по объёмам продаж.
«Возникает временный дисбаланс в ценах: одни производители (Apple) уже подняли цены, а другие ещё нет, т. е. у потребителя остается возможность купить интересный ему товар по старым ценам, — отмечает аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко. — Конечно, решение Apple будет оказывать давление и на других игроков, в большей степени прямых конкурентов, делающих ставку на премиум-сегмент — HTC, Samsung, Sony. Ожидаем, что в течение месяца мы увидим повышение отпускных цен и от этих производителей».
Повышением цен с 1 декабря Apple пытается создать хоть какой-то задел на будущее для покупателей. В российских магазинах остаются новые iPhone и iPad, приобретённые по старым закупочным ценам, их розничная цена, вероятно, останется на прежнем уровне. Но когда эти запасы кончатся, ценник неизбежно поднимется везде.
«Стоимость смартфонов и планшетов может вырасти не раньше 2015 года на 5–15 %», — цитирует РБК представителя сети «МВидео» Антона Пантелеева. Вплоть до Нового года у россиян ещё будет возможность закупиться техникой Apple по старым ценам, однако каким будет рынок после Нового года, пока неясно.
Своё влияние окажут участники рынка, которые ещё не приняли окончательного решения. Если, например, Samsung, по слухам, вот-вот повысит цены, то игроки второго эшелона надеются на стабилизацию курса валют и пока не планируют поднимать цены на свои топовые продукты, в то время как небольшое подорожание бюджетных линеек не приведёт к резким скачкам цен.
Рынок в заложниках
После недавнего ослабления рубля ситуация в последнее время начинает стабилизироваться, считают некоторые аналитики. В более понятных условиях производители смогут сформулировать новую стоимость своих продуктов, и рынок цифровой техники снова приобретёт чёткие очертание.
Пока нет официальных заявлений по поводу повышения цен от Samsung и Nokia, наряду с Apple занимающих лидирующие позиции на российском рынке, делать окончательные выводы пока рано. Впрочем, очертания обновлённого рынка можно будет уловить уже в конце января, когда закончится праздничная лихорадка с поиском подарков. Вместе с этим, показательными окажутся цены на устройства, которые поступят на отечественный рынок в будущем — к ним относятся «умные» часы Apple Watch, а также новые устройства от HTC, Microsoft и Huawei.