Что делать, если купленный ноутбук или смартфон попал под отзыв?
Нередко производители электроники находят в своей продукции недочеты, в результате чего они отзывают эти устройства. Именно так в конце июня поступила компания Apple, решившая отозвать часть ноутбуков MacBook Pro, которые продавались в 2015-2017 годах. Речь идет о 15-дюймовых моделях ноутбуков с Retina-дисплеем, выпущенных в середине 2015 года. Причиной отзыва стала выявленная вероятность того, что их батарея может перегреться и привести к возгоранию. Проверить свой ноутбук можно на официальном сайте компании. В случае если он попадает под отзыв, Apple предлагает бесплатно заменить старую батарею.
В аналогичных ситуациях регулярно оказываются и другие производители гаджетов и техники. О том, на что могут претендовать владельцы отзываемой продукции, АиФ.ru рассказала юрист Общества защиты прав потребителей Мария Свиридова.
Как в России регламентируется вопрос отзыва товаров?
Законодательство России не регламентирует порядок отзыва продукции, как отмечает юрист. «Отзыв — это добровольное решение продавца», — говорит Свиридова. Поэтому, узнав, что в другой стране происходит замена деталей купленной продукции, российский пользователь гаджета не может потребовать от производителя или продавца заменить и его устройство. «Отзывные акции, в том числе известных международных производителей, очень часто Россию обходят стороной. Российские потребители, как правило, о такой информации узнают случайно, и при обращении в представительство выясняется, что к России это не имеет никакого отношения», — поясняет она.
«Законодательством регламентированы действия продавца, производителя и потребителя, когда в товаре обнаружен недостаток, — рассказала Мария Свиридова. — Сама по себе отзывная кампания не означает, что 100% данных товаров плохие». По словам эксперта, отзыв отличается от гарантийного ремонта тем, что производитель, отзывая товар, стремится уменьшить свои риски. Поэтому компании нередко проводят эти акции не во всем мире, а в отдельных регионах. Это могут быть страны, где было продано наибольшее количество устройств либо где чаще всего выявлялись проблемы с ними.
Куда обратиться, если купленное устройство попало под отзыв?
Для участия в отзывной кампании необходимо удостовериться, что производитель отзывает именно ту партию товара, в которую входит купленное устройство. Также стоит выяснить, в каких регионах производится отзыв. Ответы на эти вопросы можно получить в представительстве компании. Кроме того, производитель может организовать проверку устройства по серийному номеру на своем официальном сайте.
«Если у конкретного покупателя телефон взорвется, то он, согласно закону о защите прав потребителей, может обратиться к производителю или продавцу с требованием ремонта, замены, возврата денег, возмещения убытков. А просто прочитав в интернете, в новостях, что где-то отозвали партию товара, требовать возврата денег он по факту не может, если это не распространяется на территорию по серийным номерам», — рассказала эксперт.
Как правило, все вопросы, касающиеся отзываемой продукции, решаются через представительство производителя. При обращении потребителю объяснят, каким образом будет реализоваться данная кампания. Это может быть запланированный ремонт, замена на аналогичный товар или возврат денег, как пояснила Свиридова. При этом в случае отзыва не имеет значения, действует ли еще гарантийный срок ремонта устройства. «Если товар укладывается в сроки эксплуатации, то не имеет значения, прошел у вас гарантийный срок или нет, поскольку со стороны производителя идет признание того, что это в любом случае производственный недостаток», — рассказала эксперт.
Если же владелец устройства сам обнаружил недостаток товара, согласно закону о защите прав потребителей, он может выбрать, к кому обратиться: к продавцу или производителю. Также обращаться в магазин, где был куплен гаджет, стоит в том случае, если отзыв происходит из-за небезопасности устройства. «Если со стороны изготовителя было признание того, что товар небезопасен, продавец имеет право сам разбираться с производителем», — добавила юрист.
В каких случаях можно потребовать вернуть деньги и отказаться от ремонта устройства?
Возврат технически сложных товаров, к которым относятся телефоны и ноутбуки, возможен в ряде случаев. К примеру, если у них выявлены «существенные недостатки». По словам Марии Свиридовой, под этим термином понимают проблемы, которые невозможно устранить без существенных затрат. Также существенным может быть недостаток, который проявляется несколько раз, несмотря на обращения к производителю. Другая ситуация, при которой потребитель может претендовать на возврат денег, — это ремонт, длящийся более 45 дней, либо если определена невозможность использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней при условии неоднократного устранения его недостатков.