Вчера Госдума приняла в первом чтении законопроект, который может обязать мобильных операторов обслуживать абонентов за свой счет, если они нарушат сроки передачи номера другому оператору. Возможность сохранить свой номер при переходе на обслуживание в другую компанию появится у россиян 1 декабря этого года, закон об этом был подписан почти год назад. Но сами операторы уверены – поставщики услуг пока не готовы осуществлять такой перенос, а пострадать от этой спешки могут в итоге пользователи. Кроме того, если законопроект, который рассматривают сейчас в Госдуме, примут, - в офисы операторов нагрянут толпы абонентов, спешащих подать заявления о переходе в другие сети только ради возможности попользоваться телефоном бесплатно.
«Мы считаем правильным внедрение в России услуги переносимости номера, но думаем, что вводить ее в неполноценном виде было бы неправильно, – рассказали Aif.ru в «Мегафоне», – Для того, чтобы быть уверенным, что услуга работает, необходимо в течение нескольких месяцев провести тестирование с участием всех задействованных в ее оказании операторов связи».
Против операторов играет и тот факт, что запуск переноса номеров намечен на конец года. Накануне новогодних праздников значительно возрастает нагрузка на сеть: люди активно приобретают новые устройства, многие абоненты уезжают в отпуск, попадая в роуминг. В зависимости от региона количество совершенных звонков и отправленных sms увеличивается в 2-5 раз. «Мегафон» зафиксировал около полутора миллиона mms в новогоднюю ночь, и это почти в два раза больше, чем в прошлом году. Кроме того, было совершено 418 млн звонков и отправлено более 230 млн сообщений.
Что-то не заработает?
Преждевременный запуск смены номеров может повлиять на качество услуги и вызвать массовое недовольство абонентов, которые при переходе могут оказаться без связи по причине технических сбоев недоработанной системы. Причем технические проблемы могут возникнуть не у оператора-донора (ему ничто не мешает отпустить абонента с номером), а у оператора-реципиента (который должен этот номер включить в свою сеть). В итоге наказанным окажется не оператор, а абонент, оставшийся без связи. Какие сервисы могут перестать работать? В первую очередь голосовые вызовы и sms. Передача данных и роуминг, скорее всего, не пострадают.
В настоящее время услуга переноса номера в том или ином виде реализована почти во всех странах Евросоюза. Внедрение такой же услуги в большинстве других стран занимало от года до двух, подчеркивают представители мобильного оператора, делая акцент на том, что при использовании такого же оборудования им нужен был и такой же срок на запуск. Кроме того, они хотели бы сначала опробовать перенос номеров в отдельных регионах, прежде чем запускать по всей стране. Идеальным им казался старт весной следующего года. Но инициаторы закона настаивают на соблюдении сроков, чтобы как можно скорее вывести россиян из «мобильного рабства».
Согласно исследованию ETSY Ratings, порядка 21% абонентов операторов заинтересованы в переносе номера. Оценки количества заинтересованных в этой услуге абонентов «Мегафон» совпадают с оценкой EPSI. Порядка 20% абонентов думают о смене оператора. Но при этом нужно понимать, что количество воспользовавшихся услугой будет меньше, чем количество абонентов, потенциально заинтересованных в ней, подчеркивают в компании.
Памятка для тех, кто хочет поменять оператора:
1. При переходе от одного оператора к другому у абонента сохраняется только номер: при обращении к новому оператору клиент заключает новый договор, подключает новый тариф и получает новую сим-карту.
2. Перед тем, как попрощаться со «старым» оператором, нужно оплатить долги, если они есть.
3. Переносить номер от оператора к оператору можно не чаще раза в 60 дней. Это поможет уберечь от фактов мошенничества, а также ситуации неоплаты долгов по предыдущим сим-картам.
4. Плата за услугу составит не больше 100 рублей.
5. Предполагается, что сменить оператора можно будет по телефону или через интернет.