В декабре 2006 года она сказала навестившей подруге: «С такими болячками, как у меня, столько не живут. Двадцать шесть лет уже прошло». Марафон преодоления, растянувшийся на годы, подходил к концу.
Русское чудо
22 декабря 2006 года медики, пытавшиеся снова реанимировать ее, оказались бессильны — у Елены Вячеславовны Мухиной не осталось ни моральных, ни физически сил бороться за жизнь.
Ей не шло отчество — Советский Союз, да и весь мир, запомнил ее даже не как Елену, а как Лену.
В 1978 году 18-летняя советская гимнастка Елена Мухина выиграла чемпионат мира в индивидуальном многоборье, потеснив и партнерш по команде, и легендарную румынку Надю Комэнеч.
Доминировавшая ранее советская школа гимнастики сдала позиции под давлением звездной представительницы Румынии, и Мухина стала главной надеждой на большой олимпийский реванш.
Пьедестал как разочарование
Вот только сама Елена думала иначе. Много лет спустя она рассказала: «Об этом никто не знает, но я на чемпионат ехала, я прощалась со спортом. Что вот это последние соревнования, и я ухожу, я больше не выдерживаю. Не столько физическая нагрузка, сколько психологическая. Физически я была не то что слаба, у меня, к сожалению, сил было не так много. Вылезала я только на технической подготовке и на эмоциональном сосредоточении, только на внутренней энергии. И поэтому, когда я встала на пьедестал, это было такое жуткое разочарование. Как озарение. Я поняла, что чемпионка прошедшего чемпионата мира, прошлого года. Что я вот сейчас сойду с этого пьедестала, и все надо начинать сначала. Я хотела уйти, но внутренние ощущения — что меня никто не отпустит».
Железная тренерская воля
Когда-то спорт для маленькой Лены стал отдушиной от бед — гибель матери, предательство отца... А в секции гимнастики, куда пригласили девочку, которую воспитывала бабушка, всё казалось ярким и праздничным...
Может, таким бы и осталось, если бы в Мухиной не разглядели большой талант, который для огранки отдали тренеру Михаилу Клименко.
Специалист решил, что сильной стороной Лены будет сложность программы. Клименко, ранее работавший с мужчинами, считал, что Мухина справится со всем.
Она и справлялась. Но обратной стороной этой гонки за сложностью были травмы и бесконечная усталость девушки. Но никто рядом и предположить не мог, какой катастрофой всё это обернется.
Перелом с повреждением спинного мозга
Вопрос об участии Мухиной в Олимпиаде-1980 повис в воздухе, поскольку не было понятно, в какой форме она находится после очередной травмы.
Клименко улетел в Москву пробивать место в сборной, а Елена продолжала тренировки на базе «Стайки» в Минске.
Олимпийская чемпионка и тренер Лидия Иванова так описывала то, что произошло в роковой день: «В одном из сложных прыжков, когда Лена уже пошла в воздух и начала закручиваться, она то ли расслабилась, то ли подвел травмированный голеностоп: Мухина недокрутилась и со всего размаху ударилась о ковер».
Это был не просто удар — врачи определили перелом шейных позвонков с повреждением спинного мозга. На операционном столе в Москве, куда доставили гимнастку, хирург боролся за сохранение жизни девушки, и эту задачу эскулап решил. Но дальше Лене Мухиной прочли приговор: полная неподвижность с сохранением минимальных функций организма.
Жизнь после жизни
«Я хотела отдохнуть — и получила то, что просила», — говорила она про себя. Несмотря ни на что, Елена Мухина не падала духом. Она сумела заново научиться писать, закончила вуз, защитила кандидатскую. Общаться с журналистами Мухина не желала. Рядом с ней находились коллеги по гимнастике, никогда не забывавшие ее.
Глава Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч лично приезжал в московскую квартиру Мухиной, чтобы вручить ей «Олимпийский орден».
В начале XXI века она постепенно начала сдавать. Бесконечная борьба за жизнь вымотала ее.
Наставник Елены Мухиной никогда не приходил к ней. Он умер от рака в Италии
Тренер Михаил Клименко так ни разу и не приехал к Лене Мухиной. Не считал себя виноватым в том, что произошло, или, наоборот, чувствовал столь большую вину, что не мог прийти к бывшей ученице, — неизвестно.
В конце 1980-х он уехал работать в Италию. Там он и умер от онкологического заболевания в 2007 году, менее чем через год после смерти Елены Мухиной.
История советской гимнастки и сегодня остается мрачным примером того, насколько высокой может оказаться цена успеха в спорте.


