Примерное время чтения: 8 минут
1035

Великий и ужасный Жук. Прославленному тренеру исполнилось бы 85 лет

Станислав Жук.
Станислав Жук. / Игорь Уткин / РИА Новости

25 января — знаменательная для фигурного катания дата: исполняется 85 лет со дня рождения одного из лучших тренеров в истории этого вида спорта Станислава Жука. АиФ.ru рассказывает о сложном и трагичном пути великого человека на вершину.

136 медалей

Пусть не всегда, но справедливость в мире существует. В эти дни в Граце проходит чемпионат Европы по фигурному катанию. И надо же такому было случиться — восемь лет Россия не могла завоевать золотую медаль в мужском одиночном катании. Наконец Дмитрий Алиев сделал это, чем преподнес невероятный подарок всем любителям фигурного катания. Вторым стал россиянин Артур Даниелян. Случилось все это накануне 85-летнего юбилея величайшего тренера всех времен и народов Станислава Жука. Одним из главных его достижений считается работа с Еленой Водорезовой, которую он взял к себе в группу десятилетней девчушкой. В нее была влюблена вся страна, а она отвечала взаимностью: победами на чемпионатах СССР и попаданиями в призеры на чемпионатах мира и Европы.

Символично, что принесший России серебряную медаль на Евро Даниелян является учеником Елены Буяновой (Водорезовой): нет никаких сомнений в том, что Елена Германовна многое почерпнула из уроков великого мастера. А значит, частичка этой медали принадлежит и Жуку тоже. «Те вещи, которые он прививал, объяснял, просто нельзя было не впитать, не запомнить. Поэтому я считаю вполне естественным передать эти знания новым поколениям. И в то же время не могу сказать, что я сознательно работаю по его методике. Просто учу тому, чему сама училась.

Он был гениальным тренером и опережал своё время. Поэтому сейчас это пригодилось, это востребовано, и мне полученные от него знания очень помогают, я часто вспоминаю, как строились наши тренировки…» — говорила Буянова, вспоминая Жука.

Станислава Жука всегда считали насколько великим, настолько и ужасным. Про величие говорят цифры: за время тренерской карьеры он принес стране 136 медалей, включая 67 золотых. Среди его воспитанников, помимо Водорезовой, такие легендарные личности, как Ирина Роднина и Алексей Уланов, Александр Зайцев, Сергей Четвертухин, Анна Кондрашова, Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков и многие другие.

Охота и значки

Методы работы Жука считались очень жестокими. Для него не было авторитетов на льду. Даже если спортсмен уже имел звание олимпийского чемпиона, это не давало ему права опаздывать на тренировку даже на минуту. Известен случай, когда Роднина буквально на секунду опоздала на лед, перебросившись парой слов с кем-то из знакомых, и это заметил Жук. Он тут же заставил ее надеть кроссовки и отправил на два часа бегать кросс. Более того, он часто не выбирал выражения, когда его что-то не устраивало или кто-то халтурил. Доставалось по полной программе всем: и ученикам, и его руководству. «Мои ученики побеждают — значит, я прав», — таков был его девиз.

Станислав Алексеевич был предан работе настолько, что иногда сил не хватало уехать из Дворца спорта ЦСКА. Он оставался ночевать в своем кабинете, а с утра снова приступал к тренировкам. Все его мысли были только о фигурном катании. Однажды он спросил собственную дочь про дела в школе, в то время как она ее давно окончила и уже профессионально занималась танцами (стала в итоге балериной).

Помимо фигурного катания, было у Жука хобби. Точнее, два. Это подводная охота и коллекционирование значков. Он даже учеников своих увозил на сборы в те места, где можно было отлично поохотиться. Подстраивал расписание тренировок таким образом, чтобы себе выкроить едва ли не лучшее для клева время. Ну а значки он привозил со всего мира. И искренне радовался, когда в коллекцию попадался редкий экземпляр. Мог хвастаться ими перед всеми, но мало кто разделял и понимал это увлечение. Зато он мог приготовить на природе отличную уху, за это его особо любили.

Станислав Жук со своими воспитанниками - чемпионами Европы и мира 1973 года Ириной Родниной и Александром Зайцевым.
Станислав Жук со своими воспитанниками, чемпионами Европы и мира 1973 года Ириной Родниной и Александром Зайцевым. Фото: РИА Новости/ Дмитрий Донской

«Письмо»

В середине восьмидесятых у Станислава Жука начались серьезные проблемы с руководством. Его периодически стали замечать на тренировках в нетрезвом виде, при том что до 25 лет он вообще не знал, что такое алкоголь. Но стресс от физического и психологического напряжения как-то нужно было снимать. Жук не был алкоголиком и не уходил в запой, но высшему армейскому руководству донесли о его пристрастии. Тем более в таком состоянии он позволял себе еще больше грубить.

Дошло до того, что в ЦК КПСС на него написали письмо, подписанное его учениками, с просьбой отстранить его от работы. Причем в письме рассказывалось не только об алкоголе и хамстве с его стороны, но и о приставании к девушкам. Но, как стало известно уже позднее, это была фальшивка. Точнее, письмо было, но его никто не подписывал. Говорят, все организовала бывшая фигуристка Марина Зуева, ставшая после окончания карьеры хореографом. Таким образом она решила свести счеты с Жуком, чтобы забрать его учеников. А подписи были подделаны. Елена Водорезова пыталась защитить тренера ответным письмом, но было уже поздно: от Жука все ушли.

Смерть в метро

Станислав Алекссевич вынужденно уехал в Японию, но проработал там около полугода. Он так и не мог понять, как можно пытаться с кем-то другим обыграть советских спортсменов. В 1998 году его снова вернули в сборную, теперь уже России. Ему было 63 года, и открывались новые перспективы для работы. Он словно помолодел и сбросил десяток лет, когда снова получил возможность заниматься любимым делом.

Но 1 ноября 1998 года Станислав Жук скоропостижно скончался. Несчастье случилось в московской подземке, на станции метро «Аэропорт». Вот воспоминания о той трагедии находившегося с ним в тот момент журналиста «Труда» Анатолия Шелухина (умер в 2008 году):

«В конце октября 1998 года я, корреспондент газеты „Труд“, позвонил по старой дружбе Жуку и попросил его встретиться 1 ноября, в праздник печати, с читателями газеты во Всероссийском выставочном центре. А Станислав Алексеевич, если кто-то в нем нуждался, был человеком безотказным… Прекрасно помню, что Жук выглядел в тот день великолепно: по случаю надел даже костюм с галстуком.

Уже потом, задним числом, я вспомнил, что, когда мы направились от его дома по Ленинградскому проспекту к ближайшей станции метро „Аэропорт“, он вдруг пошел очень медленно. Знать бы тогда, что причиной тому стала внезапно возникшая боль в сердце. Но он молчал, а я не придал этому значения.

Вошли в метро, стали спускаться вниз по ступенькам, и вдруг вижу, что Станислав Алексеевич валится на меня. Подхватил бесчувственное тело под мышки, уложил на ступеньки. Не успел даже осознать случившееся, как рядом появились два молодых человека, назвавшихся врачами. Начали делать необходимые в таких случаях процедуры. Но ни искусственное дыхание, ни укол прибежавшей дежурной медсестры не помогли. Хотя на какое-то мгновение показалось, что все будет хорошо… Увы, после укола он тяжело вздохнул — и все…

Конечно, скорая не знала, к кому ехала. А так, может быть, поторопилась бы. Но она прибыла лишь через сорок минут. Только для того, чтобы констатировать смерть. Полное безобразие, ведь метро „Аэропорт“ далеко не окраина Москвы. И к тому же тот день, если мне не изменяет память, был выходным, и никаких дорожных пробок не было».

В 2015 году, в день 80-летия Станислава Жука, его имя было присвоено СДЮШОР ЦСКА по фигурному катанию.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы