После победы на чемпионате Европы Татьяна Кошелева, признанная самым ценным игроком турнира, пообщалась с «АиФ».
Татьяна Кошелева: Не буду скромничать, приятно, когда тебя называют лучшей. Но, знаете, мне важнее победа сборной, чем личный титул. Вообще считаю, что мы сильны именно командой. То есть частные амбиции - на задний план. Мы в ответе за общее дело и друг за друга. Знаете, как меня все поддерживали, когда я вернулась в команду после травмы головы?! А как иначе?
Дмитрий Гранцев, «АиФ» : Правильно ли я понимаю, что победа на чемпионате Европы не гарантирует сборной путёвку на Олимпиаду-2016?
- Да. Нам ещё предстоит за неё побороться на отборочном турнире в следующем году. Хотя мне не совсем понятен принцип, по которому сборные попадают на Игры. Получается, статус сильнейшей команды Европы ничего не даёт.
- Говорят, в сборную может вернуться Екатерина Гамова. Кате ведь уже 35 лет...
- Если это случится, будет просто великолепно! Гамова - это, безусловно, плюс для сборной. Как ни крути, а Катя - звезда волейбола.
«Не хочу уезжать из России»
- Многие считают, что нашим спортсменам нужен тренер-диктатор, такой, как Николай Карполь или Виктор Тихонов, чтобы дисциплина была железная. Согласны?
- Не в моих правилах давать оценки тренерам. В конце концов, не я наставников выбираю, а спортивные федерации. Но мне кажется, что сегодня результат достигается не диктатом тренера, а кропотливой творческой работой. Сомневаюсь, что, когда на тебя орут без повода, переходят на личности, это идёт на пользу. Не то чтобы на нас нельзя повышать голос... Просто это должно быть по делу, если есть ошибки, которые надо исправить.
Хотя я не думаю, что Юрию Николаевичу (Маричев - тренер сборной. - Ред.) с нами очень тяжело. Мы девушки некапризные - послушные. Делаем всё, что велят. (Смеётся.)
- Дыхание кризиса в волейболе чувствуется?
- Почти во всех волейбольных клубах возникли трудности. Игрокам моего краснодарского «Динамо» зарплату не платят уже полгода. Но я всё же надеюсь, что ситуация выправится. Очень не хочется искать себе место работы за рубежом, тем более перед Олимпиадой.
- Предложения от иностранцев были?
- Да. От нескольких клубов. Но ещё раз повторю: я хочу играть в России. Посмотрим... На сегодня ничего исключать нельзя.
- За то время, что вы в волейболе, ни разу не возникало желания послать его куда подальше? Например, в тот момент, когда проблемы со спиной чуть не привели вас на хирургический стол?
- Я такой человек, что если возникает желание послать, то беру и посылаю... Конечно, случалось всякое, но, чтобы руки опускались, до такого не доходило. Я люблю свою профессию и считаю, что нахожусь в том возрасте, когда могу приносить пользу сборной. Стать простой домохозяйкой я всегда успею.
А что касается спины, то это давно было. Мне, если говорить понятным языком, предложили прижечь нервные окончания, чтобы не чувствовать боли. Я не согласилась. Ведь непонятно, каким боком потом может вылезти хирургическое вмешательство. И правильно сделала. Выяснилось, что проблемы со спиной - только следствие, лечить надо было первопричину. Сейчас всё в порядке, я научилась держать под контролем своё здоровье.
Таня плюс Федя
- Ваш муж Фёдор тоже человек из волейбола. Вы как с ним познакомились?
- В сборной, в 2009 году. Владимир Иванович Кузюткин (в тот момент главный тренер команды. - Ред.) позвал Фёдора работать тренером-статистиком. Ну и... Просто в какой-то момент понимаешь, что не можешь жить без этого человека. Фёдор подарил мне самые яркие чувства за всю жизнь.
- Свадьбу как гуляли?
- Предложение Фёдор мне сделал аккурат перед Новым, 2011 годом. Правда, пожениться потом не могли ещё 9 месяцев. Всё времени не было. Расписались в Калининграде, когда на сборах были. Я в джинсах и белой майке в загс пришла, Фёдор - в свитере. Всё скромно. Торжества закатывать график не позволял.
Мне, конечно, с Федей очень повезло. Вижу, как непросто другим девочкам постоянно находиться вдалеке от своих любимых, родных. А мой Фёдор всегда рядом - и на работе, и дома.
- А какая вы дома? Такая же боевая, как и на площадке, или всё-таки паинька?
- Я эмоциональный человек. Стоит поймать кураж на площадке, и меня уже не остановить. Но с возрастом я научилась контролировать эмоции. Стараюсь быть посдержаннее дома. Хотя у меня всё всегда написано на лице. Даже если захочешь соврать - не получится. (Смеётся.)
- Есть какая-то вещь, которую вы не смогли простить?
- Не знаю... Я стараюсь никогда не обижаться. Натура у меня отходчивая. Да и какой смысл копить обиды, строить планы мести? Случилось что-то - сделай выводы и иди дальше своим путём.
- Я лично считаю, что наши девушки - они особенные. А как на ваш женский взгляд? Сильно вы отличаетесь от иностранок?
- Конечно, мы разные. Менталитет, традиции, мировоззрение... Думаю, наши отличительные черты - открытость, милосердие, гостеприимство. А с другой стороны - крутой нрав, какая-то неудержимость.
Но я никоим образом не хочу сказать, что мы лучше. Это грех - смотреть на других свысока. У любого народа есть свои цветы. И свои мухоморы, поганки тоже есть… Правда, и мухоморы нужны. Ими лечиться можно. (Смеётся.)