Спорт в Советском Союзе был одной из самых успешных сфер деятельности, гордостью и визитной карточкой страны. Неудивительно, что и песен на спортивную тематику было написано немало.
«А у Пеле — „шевроле“ в Рио-де-Жанейро»
Правда, герои в них были, как правило, обезличены: сочинять хиты в честь конкретных советских звезд поэты и композиторы не решались. Упоминанием фамилий позволял себе козырнуть разве что Владимир Семенович Высоцкий:
Комментатор из своей кабины
Кроет нас для красного словца, —
Но недаром клуб «Фиорентины»
Предлагал миллион за Бышовца...
Правда, даже в этой песне главным героем был отнюдь не советский форвард, а бразильский «король футбола»:
Ну что ж, Пеле как Пеле,
Объясняю Зине я,
Ест Пеле крем-брюле
Вместе с Жаирзинио.
Я сижу на нуле,
Дрянь купил жене — и рад.
А у Пеле — «шевроле»
В Рио-де-Жанейро.
В середине 1980-х годов на советской эстраде произошло революционное событие: новым всесоюзным хитом стала песня, посвященная футболисту сборной Аргентины и главному конкуренту Пеле в борьбе за право называться главной звездой этого спорта в XX веке.
Магия Марадоны и талант Танича
На чемпионате мира по футболу 1986 года сборная СССР имела все шансы выступить блестяще. Но в 1/8 финала наших самым обидным образом, причем не без помощи судьи, «торпедировала» команда Бельгии. Как обычно в таких случаях, советским любителям футбола не оставалось ничего другого, кроме как наблюдать за подвигами других.
А посмотреть было на что. Форвард сборной Аргентины Диего Марадона творил историю. В 1/4 финала он «похоронил» Англию двумя голами, один из которых впоследствии стал известен как «Рука Бога», а второй получил название «Гол столетия».
Среди тех, кто наблюдал за волшебством аргентинского кудесника, был и известный советский поэт-песенник Михаил Танич. В футбол Танич был влюблен с юности, он говорил о своей детской привязанности к этой игре так: «Для меня он был всем: и гоголь-моголем, и сказкой Арины Родионовны». Самому стать футболистом Таничу помешала война, но болельщиком он оставался до последних дней жизни. Причем болельщиком знающим, умеющим ценить настоящее мастерство. Футбольная магия Марадоны вдохновила Танича на создание новых стихов:
На зелёной земле футбола,
Как пришелец с других планет,
Марадона танцует соло,
Остальные — кордебалет.
Более точного и красочного описания стиля игры аргентинца в его лучшие годы не подобрать. Но простое восхищение игрой Марадоны вряд ли могло бы превратиться в хит советской эстрады. Танич написал историю от лица влюбленной женщины, создав лирический сюжет.
Марадона, Марадона,
Марадона,
Ненадолго свой футбол
Останови!
Пригласи меня на самбу,
Марадона,
Побеседуем о жизни
И любви.
Музыку написал композитор Руслан Горобец, в то время работавший в группе «Рецитал», которая аккомпанировала Алле Пугачёвой в сольных концертах. Впрочем, Горобец писал музыку не только для Аллы Борисовны: он приложил руку к хитам Валерия Леонтьева, Алексея Глызина, Михаила Боярского, Александра Барыкина.
До песни про Марадону Анне Вески снялась в клипе с Фетисовым
Но песню про Марадону готовили под конкретную исполнительницу, чье имя попало в один из куплетов:
В жизни, кроме мяча и бега,
Есть немало других минут.
Позвони мне в Москву, Диего,
Спросишь Аню, меня дадут!
Аня — это Анне Вески, которая к середине 1980-х годов стала одной из самых популярных исполнительниц СССР. Начинавшая с эстрадной студии при Таллинской филармонии, она всего за несколько лет взлетела на музыкальный олимп с такой же стремительностью, с какой Марадона взобрался на олимп футбольный.
У Анне к тому времени уже был один «спортивный» шлягер. В 1983 году она перепела «Песенку о капитане» из советской картины 1936 года «Дети капитана Гранта». Изначально песня о капитане морском, но Вески спела ее в клипе, где ее партнером стал капитан сборной СССР по хоккею Вячеслав Фетисов. Причем сама Анне не побоялась надеть хоккейную форму и выйти на лед! Так что к «любовной серенаде» в честь аргентинца Вески была вполне готова.
Встреча так и не состоялась
В интервью порталу Delfi певица рассказала о «Самбе с Марадоной»: «Премьера песни состоялась, если мне не изменяет память, в 1987 году в передаче советского телевидения „Футбольное обозрение“. Песня быстро завоевала популярность: я исполняла ее на всех сольных концертах… Песня была приурочена к приезду Марадоны в СССР, но эта поездка не состоялась. Я часто выступала в то время в Москве, вот Танич и вставил слова про Аню».
Увы, Диего так и не смог пригласить Анне на самбу. Им не довелось встретиться даже на чемпионате мира в России, где Марадона находился в качестве почетного гостя. А ведь это могла бы быть красивая история...