Примерное время чтения: 8 минут
2984

Дороже золота: как экс-вратарь «Спартака» возвращает детей их родной маме

Доминик Гашек.
Доминик Гашек. www.russianlook.com

Ночь 22 февраля 1998 года. Нагано, Япония. Финал Олимпиады. На льду две лучшие хоккейные сборные планеты, России и Чехии. У русских в нападении легендарные Павел Буре, Сергей Фёдоров, Валерий Каменский, которые клепают шайбы в ворота соперников пачками. У чехов, уже проигрывавших России на групповой стадии, надежд всего две — на то, что забросит Яромир Ягр, и на то, что не пропустит Доминик Гашек, до этого выигравший серию буллитов в полуфинале против сборной Канады.

В итоге сам Яромир Ягр не оправдал надежд, но Доминик Гашек отработал за двоих, не пропустив от сильнейшей сборной планеты ни одной шайбы, что вообще в хоккее встречается достаточно редко. Золотая медаль той Олимпиады стала для него важнейшим событием в жизни. Это уже потом он получит величественное прозвище Доминатор, станет лучших вратарём Национальной хоккейной лиги и приедет завершать карьеру в Россию — в московский «Спартак». А тогда была только золотая медаль, которая и по сей день занимает главное место даже на фоне таких трофеев, как Кубок Стэнли, впервые выигранный европейским голкипером...

Доминик Гашек
Доминик Гашек. Фото: www.russianlook.com

Золото за детей

Но помимо того, что он замечательный хоккеист, Доминик Гашек ещё и глубочайшей души человек, способный на настоящие поступки. Иначе как можно расценить его готовность расстаться с медалью ради того, чтобы незнакомая ему женщина, чешка по происхождению, в своё время уехавшая в Норвегию к мужу, смогла вернуть себе двоих своих сыновей, отобранных норвежским комитетом по защите прав детей Барневарн.

«Я здесь, потому что я против того, что происходит с чешскими детьми и их матерью в Норвегии. Им отказывают в естественных правах, и я хочу сделать всё, чтобы эта ситуация разрешилась как можно скорее. Я принёс золотую олимпийскую медаль, которую выиграл в составе национальной сборной Чехии 17 лет назад. Я хочу попросить всех вас помочь Эве и её двоим сыновьям вернуться к своей семье в Чехию как можно скорее. Эта медаль много для меня значит, но я решил, что когда мальчики вернутся, я отдам её тому, кто окажет наибольшую поддержку. Я верю, что у нас всё получится», — цитирует Гашека «Советский Спорт»

Сам Доминик ничего поделать в этой ситуации не может, как, впрочем, и всё чешское правительство во главе с первыми лицами государства. Но пока политики лишь пытаются подстегнуть свои рейтинги, заявляя о «фашистском режиме», насаждаемом системой Барневарн в Норвегии, хоккеист пытается подстегнуть тех людей, которые действительно могут что-то сделать. Росший в свое время с приёмным отцом Доминик прекрасно понимает, каково это — быть вдалеке от человека, которого ты любишь и которого хочешь видеть. В случае с хоккеистом всё сложилось как нельзя лучше, его приёмный отец стал ему как родной, предопределив успех сына. В случае с сыновьями Эвы Михалковой уверенности в таком исходе быть не может.

Шлепок по попе или рукоприкладство?

Началась история с того, что Эва со своими детьми переехала в Норвегию, где нашла себе с виду приличного мужа. Всё шло вроде бы неплохо. Взрослые жили своей жизнью, дети (два мальчика 6 и 9 лет) ходили в школу...

Пока в 2011 году в двери не постучали представители ювенальной системы Барневарн и не сообщили, что вынуждены забрать детей, чтобы найти им новые приёмные семьи. Эва с мужем якобы не справлялись со своими обязанностями.

С тех пор Эва видит своих детей лишь два раза в год, и время свидания не может превышать 15 минут. Братья, которые росли с рождения вместе, попали в разные семьи. Им также нельзя видеться друг с другом. Детям запрещено называть Эву мамой, а также говорить с ней по-чешски. В народе это называется «норвегизацией» детей.

В качестве причин для таких действий система Барневарн отделывается сухой формулировкой, мол, «мы не можем позволить, чтобы дети росли в не подобающих для этого условиях. У детей должно быть счастливое детство, а госпожа Михалкова этого якобы обеспечить не может». Естественно, организация не углубляется в то, какие действия матери и отца побудили их конфисковать детей.

Чуть позже пресса выяснила, что младший сын в детском саду проговорился, что муж матери пару раз будил его ночью и вёл себя очень странно. Но следствие фактов насильственных действий выявить не смогло. В любом случае, Эва с мужем развелись. Выяснилось, что, кроме всего прочего, норвежец страдал от серьёзной психической болезни, которая сейчас находится в фазе обострения, и человек с трудом понимает, что происходит вокруг него, думая, что он до сих пор счастливо женат на чешке и растит двоих замечательных детишек.

Несмотря на не подтвердившиеся факты насилия со стороны отца, который в любом случае с Михалковой уже не живёт, детей женщине возвращать отказываются. Видимо, у Барневарна есть ещё и другие причины разлучать братьев друг с другом и с матерью.

Ссылаясь на свои источники в Норвегии, чешские СМИ сообщают о том, что были и случаи насилия над детьми со стороны матери. Выяснилось, что «насилием» норвежские правозащитники посчитали невинный шлепок по попе, которым мать время от времени награждала своих сыновей, если те вели себя неподобающим образом. Оказалось, что это для Чехии, как, впрочем, и для России, совершенно невинное действие, не причиняющее ребёнку абсолютно никаких физических страданий, в глазах норвежских правозащитников выглядит едва ли не варварством и может стать поводом для разлучения матери с детьми навсегда.

Кроме того, по данным Барневарна, отношения между мальчиками тоже находились в крайней степени запущенности. Поэтому норвежцы не могли оставить детишек вместе. Страшно даже подумать, в чём проявлялся этот раскол в отношениях братьев. Трудно, конечно, поверить, но есть вероятность, что старший брат мог отвесить пару-тройку оплеух своему младшему брату...

В любом случае, вопрос пока с мёртвой точки не сдвигается. Дети остаются со своими приёмными родителями. Мать пытается добиться справедливости. Чешское правительство бездействует. И только Доминик Гашек и группа активистов, которые во время этапа кубка мира по биатлону в Нове-Место в Чехии пытались провести акции протеста, пытаются предпринять хоть какие-то действия.

Россия

Есть случаи подобных «соблюдений прав детей» и среди российских граждан, которые в какой-то момент решили уехать жить в Норвегию.

Сразу двоих детей изъяли у россиянина, который уехал в Норвегию и женился там, нажив с супругой троих сыновей. В какой-то момент, как и в случае с Эвой, власти Норвегии отобрали у россиянина двоих детей, третий ребёнок находится под угрозой изъятия.

Причиной послужил обычный урок физкультуры в школе. Во время игры в футбол один из сыновей россиянина нанёс травму своему однокласснику. Родители пытались уладить возникший конфликт, однако руководство школы всё же направило жалобу в организацию по защите прав детей Барневарн. После рассмотрения жалобы родителям заявили, что они не справляются с воспитанием детей. Комитет по защите прав детей Норвегии изъял двоих детей из семьи. Их поместили в разные приёмные семьи. Существует угроза, что и третьего ребёнка у россиянина тоже отберут. Родителям разрешили видеть детей два раза в год по два часа.

И это даже далеко не единственный случай с российскими гражданами, которые попадают в подобные ситуации. Будем надеяться, что нашим спортсменам не придётся следовать примеру Гашека и за каждого ребёнка предлагать по одной из своих золотых медалей. Железки, конечно, не жалко. Просто не хочется, чтобы таким образом решались вопросы.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы