В разговоре с aif.ru комментатор Дмитрий Губерниев делится мыслями о российском спорте, который столкнулся с лавиной санкций и отсутствием к нему интереса.
Владимир Полупанов, aif.ru: Григорий Родченков снялся в очередном фильме. Масса ярких откровений. Например, на Олимпиаде-1988 СССР якобы маскировал машину для допинговых махинаций под аппарат для эспрессо. Неужели его байки ещё продаются? Ведь даже ВАДА потеряло интерес к России на фоне отстранения наших спортсменов.
Дмитрий Губерниев: Тема допинга не просто сдулась, она сейчас вообще никого не интересует. Слова Родченкова о Сеуле-1988 и в прошлой жизни не имели бы значения, а сейчас подавно неважно, что несёт дяденька, сбежавший в США. Зачем на это реагировать? Наша самая большая ошибка состоит в том, что вместо того чтобы заниматься внутренними проблемами, мы обращаем внимание на второстепенные внешние вещи, кого-то в чём-то пытаемся уличить. Какой смысл обсуждать Норвегию, отказавшуюся вызывать в сборную своего футболиста, поскольку тот выступает за московское «Динамо»? Или Швецию, решившую не приглашать в сборную шведских хоккеистов, которые играют в нашей КХЛ? Мне нет никакого дела до этого, как и до Родченкова. И мне всё равно, замёрзнет ли зимой Германия. Думать надо о том, как к зиме готовится Красноярский край, где проблемы с газификацией. И о том, как спорт сохранить в стране.
Горькая, но правда
— На слова Ричарда Макларена: «Спортсмены не начинали этот конфликт и не несут ответственности за его ход. Это две причины, чтобы позволить россиянам снова участвовать в соревнованиях» тоже не стоит обращать внимания? Всё-таки это говорит человек, долгое время бывший главным допинг-обвинителем России.
— Макларен молодец. Но он ничего в данной ситуации не решает. Нас что, куда-то после его слов допустили? Мы выступаем только там, где есть экономические интересы других сторон. В НХЛ, например. Убери оттуда наших хоккеистов (Овечкина, Малкина и др.) — и лига почувствует это финансово. Или, скажем, гандболистка Анна Вяхирева, которую пригласили в норвежский клуб «Вайперс». Она одна из лучших в мире, если не самая лучшая. Это гарантированный доход клубу, поэтому все закрывают глаза на её паспорт. Есть ещё коммерческие турниры по единоборствам, зарабатывающие на участии наших, теннис.
A не буду называть предателями тех, кто решит поменять спортивное гражданство. А такие будут, хотим мы этого или нет.
А в остальном... Как-то они без нас обходятся, за редким исключением, к сожалению. Прошли чемпионат мира по водным видам спорта, турниры по лёгкой атлетике — никто не вспомнил про нас. Отсутствие наших биатлонистов вообще никого не волнует. Горькая правда. Хотя с лыжниками — вопрос открытый. Тут международные старты без русских — это просто чемпионат Норвегии, потому что у всех остальных шансов нет.
— Про Овечкина, Малкина, Вяхиреву. Недавно один из депутатов предложил приравнять к предательству выступление российских спортсменов за западные клубы. Что по этому поводу думаешь?
— Времена сегодня непростые, поэтому люди заявляют о себе разными способами, пытаются выслужиться, научить всех Родину любить. Но это их проблемы, я даже не хочу в это вникать и комментировать. Спортсмен должен развиваться. Так почему я должен осуждать человека за стремление быть среди сильнейших — в сильнейшем клубе, сильнейшем чемпионате? Раз есть такая возможность в игровых видах спорта... Если, допустим, Арсен Захарян поехал бы играть в «Челси», я был бы за него счастлив (переход полузащитника «Динамо» в «Челси» сорвался по техническим причинам. — Ред.). Более того, я не буду называть предателями тех, кто решит поменять спортивное гражданство. А такие будут, хотим мы этого или нет.
Немцы как-нибудь перезимуют, и норвежцы не пропадут. А мы должны пытаться минимизировать эффект от спортивных санкций, не допустить деградации.
— Ты много общаешься со спортсменами. Какие настроения доминируют? Вот лыжник Александр Большунов, например, верит, что поедет в следующем году на чемпионат мира.
— Есть у меня ощущение, что многие спортсмены пребывают в счастливом неведении. Они надеются, что вдруг вмиг всё станет хорошо. Но подозреваю, что никто никуда в ближайшее время не поедет. Процессы отстранения наших спортсменов зашли достаточно далеко. Поэтому ещё раз повторю: надо больше думать о себе. Немцы как-нибудь перезимуют, и норвежцы не пропадут. А мы должны пытаться минимизировать эффект от спортивных санкций, не допустить деградации. Надо по максимуму заняться детьми, платить достойные зарплаты тренерам, которые с ними работают, всеми способами поддерживать спорт высших достижений. И пытаться разговаривать с международными институтами — насколько это возможно.
«Лишь разовые всплески»
— Справляется спортивное руководство?
— Министр спорта Олег Матыцин, вице-премьер Дмитрий Чернышенко и помощник президента Игорь Левитин, курирующие спорт, — компетентные люди. Я вижу работу. Её можно только приветствовать. Болевых точек в спорте много, а там, где всё более-менее нормально, нужно сохранить и по возможности приумножить.
Россия, к сожалению, не спортивная страна. Может, и занимаемся активно на уровне физической культуры, но в целом мы не знаем спорт, не ценим своих спортсменов.
— Из-за санкций у России отобрали право проведения десятков турниров, а ведь деньги на их организацию были вложены немалые. Мы получили хоть какую-то компенсацию?
— Насколько понимаю, пока нет. Будет долгий разговор на эту тему. Но надеюсь, что нам так или иначе всё выплатят.
— Ты, кстати, сказал: «Скучаю по Виталию Мутко». Почему? Его же только ленивый не критиковал, когда он руководил спортом.
— К нему были вопросы, но он любил спорт и помогал спортсменам. Были у него решения, которые нам здорово помогали. Взять хотя бы натурализацию сноубордиста Вика Уайльда и шорт-трекиста Виктора Ана (на двоих выиграли 5 золотых олимпийских медалей в Сочи), футболистов Фернандеса и Гильерме.
— ФОМ провёл опрос на тему отношения россиян к отстранению спортсменов от международных соревнований. Выяснилось, что 23% ничего не знают про это, а 34% лишь «что-то слышали об отстранении». Цифры не поражают?
— Совсем не удивлён. Я часто об этом говорю: Россия, к сожалению, не спортивная страна. Может, и занимаемся активно на уровне физической культуры, но в целом мы не знаем спорт, не ценим своих спортсменов. Да, в период крупных турниров по футболу, хоккею, фигурному катанию возникает интерес. Однако это не бум, а разовые всплески. Менять это — трудоёмкая история. Но будем продолжать работать над тем, чтобы что-то скорректировать. Пусть нет международных площадок, я так же вдохновлённо продолжу рассказывать о спортсменах, комментируя биатлон, Кубки содружества, чемпионаты России.