Накануне решающей битвы глава Российского футбольного союза Виталий МУТКО встретился с главным редактором «Аргументов и фактов» Николаем ЗЯТЬКОВЫМ и журналистами газеты.
— Виталий Леонтьевич, недавно президент пожурил спортивных чиновников за то, что у нас много средств расходуется на легионеров, а интересы сборных отходят на второй план.
— Сложно не согласиться. Посмотрите, кто занимает вратарскую позицию в клубах: в «Спартаке» — хорват Плетикоса, в «Локомотиве» — итальянец Пелицолли, в «Зените» — словак Чонтофальски. Мы тренируем игроков других национальных команд, и стоило нашему Акинфееву получить травму, как в собственной сборной возникли проблемы. Россия не попадает на чемпионаты Европы, мира, Олимпиаду. Мы скатились до того, что начали терять очки с Латвией, Албанией. Начиналась деградация, и пришлось срочно принимать меры. В 2005 году была утверждена стратегия развития, которая предусматривала трансформацию российского футбола. Мы привели все нормативные документы в соответствие с нормами ФИФА и УЕФА. Сегодня мы строим не только поля, но и футбольные академии, центры подготовки тренеров и судей. В рамках этой стратегии принято решение о поэтапном сокращении количества иностранцев в клубах, которых к 2010 году в стартовом составе клубов будет не более пяти на поле. Мы последовательно очищаем игру от грязи и коррупции, выдавливая из неё нечестных арбитров и функционеров от футбола. Работа проведена серьёзная, но многое ещё предстоит сделать. Например, при введении лимита на легионеров обозначилась проблема — цены на российских игроков сразу подскочили… Ребёночек ещё ничего не умеет, а за него уже просят 300-400 тыс. долл.
- Почему мы никак не наладим воспитание своих кадров?
— Наша главная проблема — отсутствие системы подготовки. В стране осталось 1450 спецклассов, спортивных школ. Сегодня в этой системе учится порядка 330 тыс. ребят. В СССР было 1,5 млн. Мальчишкам негде играть в футбол. Мы уже построили 280 полей, но этого мало. Кроме того, у нас нет пропаганды спорта. Нам надо прийти с футболом в школу и выиграть конкуренцию у компьютера, улицы. Ещё одна беда — у нас нет людей, которые взяли бы ручку и написали поурочную программу. У нас в стране было 11 кафедр футбола, осталось 5. Мы не можем взять голландскую методику подготовки. Её надо наложить на национальные особенности и насильно всучить каждому тренеру. А у нас 60% тренеров не имеют специального образования. Мяч кинул, в «дыр-дыр» поиграли, и тренировка закончилась.
Снять с иглы
— Какие у детских тренеров зарплаты — такие и результаты.
— Согласен. Что говорить про детских тренеров, если ещё недавно тренер юношеской сборной получал зарплату 3 тыс. долл. Сегодня мы её подняли до 10 тыс. долл., чтобы ему не приходилось садиться на «иглу взаимоотношений» с агентом. Дело в том, что статус игрока сборной — это дополнительная наценка. Агент приходил к тренеру и говорил: «Поставь моего игрока в состав, а я тебе отстегну…» Потом агент шёл в клуб и предлагал: «У вас нет защитника? У меня есть игрок сборной». В общем, чтобы «бизнес» не махровел, мы меняем всю систему. Вводим программу, согласно которой с 2009 года ни один тренер детской школы без лицензии не сможет работать. Одновременно будем делать тренерам в регионах своеобразный заказ от РФС и доплачивать им по 10 тыс. рублей к зарплате.
— Гус Хиддинк получает 2 млн. в год. Не многовато ли?
— Тренер главной национальной сборной — это отдельный разговор. Здесь не надо мелочиться.
— Откуда деньги на такой размах? Роман Абрамович даёт?
— Конечно, нет. Скажем, если на первых этапах средства на строительство полей выделял только фонд «Национальная академия футбола» (фонд Романа Абрамовича. — Прим. «АиФ»), то сейчас в программу включено множество стратегических партнёров и даже частных лиц. Они выражают готовность постелить поля, а уже РФС решает — где. Всего в прошлом году мы потратили на развитие футбола около 1 млрд. руб., из которых 700 млн. — это деньги партнёров и спонсоров, которые пошли на строительство стадионов, мини-футбол в школах, оснащение судейства, обеспечение сборных и т. д.
- Приятно слышать, что вы идёте не по лёгкому пути, не марафет наводите сверху. Вроде бы ужесточили лимит на легионеров, вроде бы и тренеры получают на уровне мировых стандартов, но, извините, порой смотришь матч и становится просто стыдно: игроки десять минут катают мяч поперёк поля и отдают назад…
— Главный двигатель в работе футболиста — конкуренция. А откуда ей взяться? Игроки «флиртуют» по клубам. В среднем зарплата в премьер-лиге сегодня от 100 до 300 тыс. долл. в год, в ведущих клубах может быть и больше миллиона. Но их никто «не подпирает» снизу. Молодёжь у нас теряется на 17-18-летнем возрасте. Он окончил свою спортивную школу, и дальше надо идти либо в реальную жизнь, либо в футбол. Ему говорят: «Футбол? Иди, только в „Рубине“ 26 легионеров». И здесь мы возвращаемся к тому, с чего начинали разговор…
100 тыс. долл. — за Европу
- Откройте читателям «АиФ» секрет: сколько футболисты сборной получат в случае победы над Англией?
— РФС заключил со сборной контракт: есть общий бонус — 100 тыс. долл. каждому за выход на чемпионат Европы-2008. Будь то игра с Англией или Македонией, в случае победы футболист может получить порядка 10-15 тыс. долл. за игру, в зависимости от конкретной работы. Но я вам хочу сказать, что не вижу в игроках нынешнего состава сборной меркантильности. Поэтому с ними очень приятно работать.
— Видимо, с Хиддинком тоже приятно работать. Ведь вы продлили с ним контракт до 2010 года, несмотря на то что шансы попасть на Евро-2008 призрачные.
— Я считаю, что шансы у нас есть. Но давайте трезво посмотрим: за счёт чего мы можем выиграть сегодня у англичан? Разве что за счёт колоссального желания… Какой футбол у нас и какой — у них. Надо с пониманием относиться к тому, на каком этапе мы сейчас находимся и какой у нас выбор игроков. Поэтому действия Хиддинка мы рассматриваем не только через призму результата конкретного отборочного цикла. Мы видим, как меняется сборная, атмосфера. Кроме того, задача голландца — помочь нам в плане методик, организации процесса и прочем.
- До конца чемпионата России осталось меньше месяца, но что-то не слышно про судейские скандалы, договорные игры. Вы здесь навели порядок?
— Те, кто следит за чемпионатом, видят, что «непонятные» арбитры назначения на игры не получают. За 2,5 года мы убрали из профессионального футбола около 150 судей. Другой вопрос, что у нас сегодня судья — главное зло: «Проиграла команда — виноват арбитр». А посмотрите, как по-хамски тренеры ведут себя по отношению к российским арбитрам. Отсюда и приглашение иностранцев. Это не недоверие к нашим, которые ничуть не ниже по уровню, а некие воспитательные меры по отношению к игрокам, тренерам и болельщикам. Один и тот же эпизод судит наш судья — скандал на неделю, иностранец — тишина, всё правильно. Это больше всего и раздражает — идёт двойное толкование одного момента. Хотя потихоньку будем уходить от иностранных арбитров — растим молодую плеяду своих ребят.
Виктория ХЕСИНА, Владимир ПОЛУПАНОВ