В долгой истории реальных и мнимых разоблачений допинга в российском спорте появилась новая «жертва кровавого режима».
Российский легкоатлет Андрей Дмитриев, ставший информатором Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) и давший разоблачительное интервью немецкому телеканалу ARD, покинул Россию.
Об этом сам спортсмен заявил в интервью телеканалу ARD. «Я не планировал покидать свою страну, когда давал интервью ARD в январе. Я не жалею о том, что сказал. Необходимо было выступать против допинговой культуры в России. Люди должны повышать свой голос, иначе в российском спорте не произойдет настоящих культурных изменений. Но, увидев, что получилось со мной, я понял, что лучше уехать. На данный момент я чувствую себя в безопасности. Нужно было, чтобы я сбежал», — заявил Дмитриев.
«После моего интервью ко мне пришли из военкомата. Мне сейчас 27, они не вспоминали обо мне с 18 лет. Я уверен, это не совпадение. Они заставили меня подписать документ, чтобы отчитаться 27 февраля в военкомате. У меня не было выбора. Отправиться в тюрьму было бы бесцельным героизмом, который никому не нужен», — сообщил Дмитриев о притеснениях на родине.
Он также пожаловался на то, что в Следственном Комитете РФ, куда его вызвали в связи с расследованием дела о допинге в российском спорте, с ним обращались «как с преступником». Дмитриев также снова раскритиковал заявления российских спортивных функционеров касательно отношений с ВАДА, назвав их «глупыми».
Кто такой Андрей Дмитриев?
До января 2017 года о существовании такого спортсмена, как Андрей Дмитриев, знали лишь самые преданные поклонники легкой атлетики.
26-летний уроженец Нефтеюганска специализируется в беге на 1500 метров — дисциплине, где у отечественных спортсменов высоких достижений, увы, не было довольно давно.
Дмитриев также выдающихся результатов не показывал. В 2009 году был членом юниорской сборной России по легкой атлетике, однако в этом качестве звезд с неба не хватал. На чемпионате мира по кроссу, который проходил в марте 2009 года в Аммане, занял 50-е место.
В том же году Дмитриев уехал в США, где в течение четырех лет обучался в Военном институте Вирджинии по специальности «прикладная математика» и получал там спортивную стипендию, которая покрывала его обучение и проживание. В мае 2015 года Дмитриев занял первое место на командном чемпионате России в Сочи, что стало лучшим результатом в его карьере. А вот на летнем чемпионате России-2016 Дмитриев хоть и отобрался в финал, но финишировал там последним, 12-м.
В общем, даже по российским меркам Андрей Дмитриев — не самый выдающийся атлет.
Который, однако, полагает, что проблема не столько в нем самом, сколько в допинге, который царствует в российском спорте.
Откровения «Степановой в брюках»
В своем блоге спортсмен написал, что легкая атлетика в России полностью зависит от допинга. «По моей субъективной оценке, 95-98% российских бегунов принимают допинг. В России это обычное дело, здесь все уверены, что невозможно без допинга бегать быстро, а все допинговые скандалы России — заговор США. Люди говорят: «Все в мире используют допинг, особенно американцы, но они сделали из России козла отпущения». Эта теория заговора вместе с тщательной поддержкой дисквалифицированных спортсменов — две доминирующие идеи среди российских спортсменов и тренеров», — приводил слова Дмитриева портал Sports.ru.
Себя и свое окружение Дмитриев представлял как островок честности: «К счастью, я не одинок, у меня есть единомышленники в России. Нас пока немного — всего 5-6 человек, спортсмены и тренеры. Но мы свято верим в идею чистого спорта. Пока мы не знаем, как быть дальше и что делать — настолько глубока проблема. Мы просто собираемся иногда вместе и обсуждаем новости, идеи. Еще мы дали клятву чистого спортсмена и призываем всех сделать то же самое».
Подобные откровения очень заинтересовали немецкого журналиста Хайо Зеппельта, в последние годы специализирующегося на разоблачении допинга в российском спорте. Зеппельт, сделавший звездой другого информатора ВАДА Юлию Степанову, ухватился за Дмитриева. Легкоатлет стал главным героем нового фильма ARD, который вышел на экраны в январе 2017 года.
Бегуна сражу же окрестили «Степановой в брюках», а ВАДА пообещало внимательно изучить его откровения.
Проблема, однако, заключалась в том, что с доказательствами у Дмитриева было совсем плохо. Кроме голословных обвинений, по сути, не было ничего.
Любопытно, что в интервью ARD Дмитриев, что называется, сбавил обороты — вместо 95-98 процентов принимающих допинг речь шла уже о 70-80 процентах.
«Я не собираюсь никуда уезжать или просить политического убежища»
Бывший тренер Дмитриева Андрей Гуков так охарактеризовал в интервью ТАСС своего ученика: «Дмитриев — человек непредсказуемый, скрытный и очень замкнутый. Весь в своих мыслях, себе на уме. Мы с ним не работаем с осени, когда он уехал в октябре к себе домой, но, насколько я знаю, он продолжает тренироваться, карьеру не завершает. Когда Андрей тренировался под моим руководством, то у него не было никаких нареканий к российской антидопинговой системе. Никаких подозрений на этот счёт он не высказывал. Видимо, за прошедшее время что-то произошло в его голове».
В интервью «Спорт-Экспрессу» Дмитриев признался, что искал контактов с борцами с допингом сам: «Я отправил письма одновременно в ВАДА, Ричарду Макларену и Хайо Зеппельту. Макларен, правда, мне не ответил. Из ВАДА написали, что не хватает доказательной базы. А с Зеппельтом мы спустя некоторое время записали интервью».
В январе 2017 года бегун утверждал, что уезжать из России не собирается: «Я абсолютно открыт, и даже более того: веду личный блог, где можно посмотреть записи моих тренировок и понять, где я в конкретный момент нахожусь. Я не собираюсь никуда уезжать или просить политического убежища».
Президент Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Дмитрий Шляхтин в январе 2017 года так комментировал откровения Дмитриева в интервью ТАСС: «Абсолютно понимаем Дмитриева, но у нас один вопрос: почему он сразу не обратился к ВФЛА с этими вопросами, зачем пошел к ARD? Мы должны решать наши внутренние проблемы внутри страны. Нам важно как можно больше получать такой информации и оперативно на нее реагировать, чтобы российская легкая атлетика была чистой от допинга».
«Этот фригидный следователь — элемент кремлёвского режима»
После того, как Дмитриев раз дал серию интервью, о нем все на время забыли. Пока не стало известно о его отъезде.
Злые языки говорили о том, что бегун, не добившийся больших успехов в спорте, решил заработать деньги и славу другим путем, последовав примеру Юлии Степановой. Верить в это не хотелось — всегда хочется надеяться на искренность поступков человека.
Но довольно странно слышать от мужчины, что повестка в военкомат — это акт репрессий со стороны государства. Скорее, возникают вопросы относительно того, каким образом Дмитриев избегал воинской службы до настоящего момента, как он решал этот вопрос, когда выезжал на учебу в США? И почему вдруг бегун считает, что за посещением военкомата должна последовать тюрьма?
Чтобы понять, что в голове у Андрея Дмитриева, заглянем в его блог. Вот вам выдержки из поста, который озаглавлен «Допрос в СКР»:
«Наверное ни для кого уже не секрет, что люди в погонах в Рашке защищают не народ и закон, а своих кукловодов из кооператива «Озеро». Иногда, конечно, успевая подзаработать на менее громких именах путём побора взяток» (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены — АиФ.ru).
«Стоит ли говорить, что я абсолютно не горел желанием встречаться с какими-то там «следователями», которые якобы занимаются расследованием допинг скандала в России. Я вообще не люблю цирк, ни разу туда не ходил. И клоунов тоже не люблю. Так что эти люди в погонах мне смешны и отвратительны одновременно».
«Наверное глупо сравнивать было бы мою ситуацию с этим всем, да я и не сравниваю, но в голову лезут «Архипелаг Гулаг», «1984», «Дивный новый мир», вот уж правда не ожидал, что и за мной рано или поздно «придут».
«Странно было, — у следователя нет портрета Путена на стене. Я был очень возмущён. Мне кажется что-то здесь определённо не так. Наверное она просто каждый день носит его домой, чтобы вечером перед сном на него помолиться, а вот вчера забыла его дома».
«Всё это — цирк, и государство-симулякр. А этот фригидный следователь — элемент кремлёвского режима».
«80 бритых олигофренов в трусах»
А теперь давайте заглянем в пост, посвященный проблемам спортсмена, связанным с военкоматом. Называется он «Военком, Мент, и двое в гражданском».
Из поста выясняется, по какой причине военкомат годами не беспокоил бегуна Дмитриева:
«Я, действительно, прописавшись на Кубани в 2014 году, не встал на учёт в местном военкомате, и он знать про меня не знал, и не знал бы и дальше, но нет ведь, гэбня не спит, бдит всех инакомыслящих ... У меня две тренировки в день и вообще нет времени куда-то идти! Тем более самому, чтобы зачем-то вставать на какой то там учёт... А сами они ко мне не приходили никогда, повестки не приносили, я в них и не расписывался соответсвенно. Соответсвенно я не уклонист!».
«А один раз даже таки пришёл в военкомат! Но видите ли, там была очередь из 80 бритых олигофренов в трусах, и какой-то старый .... заглядывал им всем в очко. Я не очень понял, что там происходит, но не стал ждать, а развернулся и ушёл, собственно как бы и сделал любой модальный хомо-сапиенс или даже хотя бы хомо-эректус с IQ хотя бы овер 50, потому что не люблю очереди, никогда в них не стою, да и вообще я же не дебил, чтобы в идти в армию».
Все желающие могут сами зайти в блог Дмитриева и узнать многие другие подробности из жизни это человека.
«Живу на коврике, денег нет, есть нечего»
Разумеется, каждый человек имеет право на собственные взгляды. Но когда человек поливает потоками грязи всех окружающих, это в первую очередь характеризует его самого. И если оскорбления ненавистной Дмитриеву власти еще можно понять, то вот эпитеты «бритые олигофрены в трусах» и по отношению к людям, ничего плохого бегуну не сделавшим, не вызывают ничего, кроме отвращения.
Из последнего поста можно узнать, что Андрей Дмитриев улетел в Индию: «Последнюю ночь провёл в аэропорту Шереметьево, ждал ближайший не дорогой самолёт хоть куда-нибудь, главное без визы и подальше от сюда. Билет купили друзья, сам я полностью на мели теперь.То, что лечу именно в Азию стало понятно уже в Аэропроту».
«Живу на коврике, денег нет, есть не чего. Фрукты здесь кстати дорогие, дороже чем в Москве Кроме ананасов», — сообщает Дмитриев, уточняя при этом, что продолжает беговые тренировки.
Хочется верить, что борца с российским режимом и допингом не бросят друзья-единомышленники и не дадут ему погибнуть от нужды и лишений. Вряд ли у Андрея Дмитриева остался большой спортивный потенциал, но на ниве политической пропаганды он вполне может преуспеть.