«Формула 1» — не самый быстрый, но при этом самый престижный и раскрученный класс гонок спортивных автомобилей. Право провести один из этапов — большая честь и большая ответственность, а Сочи принимает «формулистов» уже в четвёртый раз, напоминает АиФ.ru.
Как это устроено
Сезон-2017 состоит из 20 этапов (прошлый чемпионат был чуть длиннее, но на сей раз по финансовым причинам из списка выпала Германия). Первый из них прошёл в конце марта в Австралии, заключительный состоится 24-26 ноября в Абу-Даби (ОАЭ).
Схема проведения этапов чемпионата мира отработана годами. Каждый из них длится 3 дня. В первый проводятся две сессии, именуемые «свободными заездами» или «практиками». Они посвящены тестированию различных опций, конфигураций шин, выработке стратегии будущей гонки.
Второй день отдан квалификации, в результате которой определяется порядок старта пилотов в основной гонке. Перед квалификацией проходит ещё одна практика, по итогам которой команды получают возможность внести последние изменения в настройки своих болидов.
Сама гонка начинается с прогревочного круга, на котором запрещены обгоны (за исключением тех случаев, когда одна из машин не смогла вовремя покинуть свою стартовую позицию или настолько медленна, что без обгона будут задержаны все гонщики, следующие позади). Но в целом прогревочный круг проводится, чтобы улучшить гоночные характеристики шин.
Гонка длится не более 2 часов (пилоты проезжают за это время плюс-минус 300 километров). В случае если лидер не успевает проехать полную дистанцию (для этапа в Сочи — 53 круга, то есть 310 км 209 м) до истечения этого времени, гонка прекращается досрочно.
Победителем объявляется пилот, который проехал необходимое число кругов первым. За первое место начисляется 25 очков, за второе — 20, за третье — 15, и так далее до конца первой десятки.
Фавориты сезона
Кого-то это радует, кого-то — огорчает, но борьбу за титул чемпиона мира в нынешнем сезоне поведут (точнее, уже ведут) два пилота: если, конечно, не случится форс-мажора. Всем остальным уготована участь наблюдателей и конкуренция за менее престижные номинации.
Номер один в списке фаворитов — трёхкратный чемпион мира, 32-летний британец Льюис Хэмилтон (Mercedes), побеждавший в 2008, 2014 и 2015 гг. Главный конкурент Хэмилтона — немец Себастьян Феттель (Ferrari), который в свои 29 лет успел стать четырёхкратным чемпионом мира (2010, 2011, 2012, 2013).
Впрочем, кто тут номер один, — это большой вопрос, потому что после 3 этапов текущего чемпионата Феттель опережает Хэмилтона на полновесные 7 очков. Даниил Квят из Toro Rosso, единственный представитель России в «Формуле-1», идёт 14 с 2 баллами, отставая от Карлоса Сайнса, своего напарника по команде, на 8 очков.
Фавориты Сочи
Сочи приняли в семью «Формулы-1» 14 октября 2010 года: именно в этот день был подписан контракт, подразумевающий проведение гонок в России как минимум до 2020 года. С опционом на продление, что важно. Этот самый опцион сработал совсем недавно, перед стартом нынешнего сезона: «Сочи Автодром» продлил соглашение с менеджментом «Формулы-1» ещё на 5 лет, до 2025.
Сочи — счастливый город для Хэмилтона: все три его старта на российском автодроме оказались очень успешными (две победы и второе место). Квят зашёл «в очки» лишь однажды, заняв 5 место в 2015 году.
Трасса
Трасса сочинского автодрома считается самой современной в Восточной Европе, как утверждает официальный сайт сочинского этапа «Формулы-1». Проектированием объекта совместно с отечественными специалистами занималась компания Tilke Gmbh & Co. Герман Тильке, её глава,является автором большинства современных трасс «королевских гонок».
Открытие: 20 сентября 2014 года.
Длина трассы: 5848 метров.
Количество поворотов: 18 (12 правых, 6 левых).
Рекорд круга: 1:35.337 — Нико Росберг (квалификация Гран-при России-2016).
Максимальная скорость: 339 км/ч — Себастьян Феттель (квалификация Гран-при России-2016).
Что говорят букмекеры?
Котировки букмекеров оригинальностью не блещут: они прочат победу в Сочи одному из двух нынешних лидеров в личном зачёте. Триумф Хэмилтона оценивается коэффициентом 1,90 (плюс-минус несколько пунктов в разных конторах), шансы Феттеля идут за 2,75, Валттери Боттаса (Финляндия, Mercedes) — от 6,50 и ниже.
Самой сенсационной, по мнению букмекеров, стала бы победа в Сочи глухого аутсайдера Маркуса Эрикссона (Швеция, Sauber): поставив на этот исход рубль, можно выиграть 2 тысячи.
Как выступит Квят?
23-летний Даниил Квят очень рассчитывает на сочинский этап, тем более что в 2015 году ему удалось войти здесь в пятёрку лучших. Правда, прошлогодняя сочинская гонка оказалась для Квята провальной и в итоге стоила ему места в команде Red Bull, но кто старое помянет — тому глаз вон.
Сейчас Квят занимает 13 место в личном зачёте из 16 возможных, отставая от своего напарника по команде Карлоса Сайнса на 8 очков.
— В нынешнем сезоне Квят прекрасно выполняет свою работу, — рассказала в интервью «Известиям» Оксана Косаченко, бывший менеджер первого российского гонщика «Формулы-1» Виталия Петрова. — В первой гонке он оказался на девятом месте и набрал очки, хотя мог финишировать и выше: его «передержали» в боксах. А во втором и третьем Гран-при его подвела техника. Хочется отметить, что в этом сезоне никакого «психологического груза», давление которого на Даниила любители автоспорта обсуждали всю вторую половину прошлого сезона, уже не видно. Он здорово выступает и непременно ещё покажет хорошие результаты. Будем ждать в Сочи маленького чуда от Даниила.
«Попадание в тройку призеров — это задача-максимум, но мы будем рады и финишу в очковой зоне», — считает шеф Toro Rosso Франц Тост.
«Прошло всего три гонки, — отмечает первый тренер Квята Павел Гуськов. — Преждевременно делать какие-то выводы. В этом году болиды претерпели серьёзные изменения, которые отразились и на их поведении на трассе. Квят хорошо управляется со своей машиной. Думаю, что в Сочи, перед родной публикой, он постарается показать отличный результат».
Сироткин на подходе
Среди участников «Формулы-1» можно обнаружить ещё одного гонщика с российским паспортом. 21-летний москвич Сергей Сироткин — тест-пилот команды Renault. Он станет участником первой практики, «вытеснив из состава» немца Нико Хюлкенберга. «Россия — важный рынок для нас, — заявил шеф Renault Сирил Абитебул. — И для россиян будет хорошо увидеть в деле местного героя».
Но одной лишь тренировкой дело может не ограничиться. Пятничная практика способна сыграть важнейшую роль в судьбе молодого российского пилота. Если Сергей справится с давлением и покажет достойный результат, руководство команды вполне может задуматься о переменах в основном составе и предпочесть Сироткина Джолиону Палмеру, который в этом сезоне выглядит пока откровенно слабо.
Кстати
Действующий чемпион мира, 31-летний немец Нико Росберг, в декабре 2016 года неожиданно объявил о завершении карьеры, находясь в цветущем возрасте и великолепной форме. «С тех пор как мне исполнилось шесть лет, у меня была чёткая цель стать чемпионом „Формулы 1“, — сказал Росберг. — Теперь я достиг своей детской мечты и не хочу больше этого повторять. Я хочу перевернуть страницу и посмотреть, что жизнь ещё может предложить для меня».
Эта новость повергла спортивную общественность в состояние глубокого шока. О дальнейших планах пилота до сих пор неизвестно.
Расписание сочинского этапа
28 апреля, пятница. 11:00 — 12:30 (время московское)
Свободные заезды
28 апреля, пятница. 15:00 — 16:30
Свободные заезды
29 апреля, суббота. 12:00 — 13:00
Свободные заезды
29 апреля, суббота. 15:00 — 16:00
Квалификация
30 апреля, воскресенье. 15:00 — 17:00
Гонка