- Чемпионат России только набирает ход, а сюрпризы уже не заставили себя ждать. Взять лидерство «Рубина», осечки записных фаворитов. Сезон обещает быть весёлым?
- Надеюсь, сюрпризы будут в каждом туре. Чем больше непредсказуемых матчей, тем интереснее публике ходить на футбол. А когда результат известен заранее, что в этом хорошего? Думаю, за золото поборются не четыре команды, как мы привыкли в последние годы, а немного больше. Сейчас в России приблизительно десять команд одного уровня.
- «Крылья» вы тоже сюда относите, надо полагать?
- Да. У нас команда только строится, и можно ожидать всего. Но сейчас есть улучшение игры, что очень обнадёживает.
- Кто может стать открытием года из молодых футболистов?
- «Крылья» в межсезонье приобрели много молодых талантливых игроков. Полузащитник Олег Иванов давно заслуживает того, чтобы стать открытием российского футбола. Полагаю, сейчас он проявит себя на более высоком уровне. То же самое касается Евгения Савина. Надеюсь, и Дмитрий Торбинский из “Локомотива” будет играть не хуже, чем выступал за сборную в прошлом году. На самом деле одарённых футболистов среди молодёжи хватает.
- Но клубы продолжают покупать легионеров…
- Посмотрите на селекцию тех же «Крыльев». Из 13 игроков, пришедших в команду перед сезоном, у 10 российское гражданство! Это характерный пример того, как надо строить команду из российских футболистов, причём с прицелом на будущее.
- Ну это стало возможным потому, что клуб приобрела госкорпорация «Ростехнологии». И, кстати, почему крупный капитал так интересуется нашим футболом последние годы? Среди владельцев команд - РЖД, «Лукойл», ВТБ, «Газпром». Но российские клубы не приносят прибылей, как, скажем «Реал» или МЮ. В чём тут дело?
- Крупные компании делают вложения на будущее, работают на перспективу. Когда у нас будут хорошие стадионы и инфраструктура, когда телевидение начнёт показывать футбол по-человечески, тогда придут доходы и всё остальное. И вслед за упомянутыми вами компаниями потянутся остальные, будут брать под себя футбольные команды. Мы же не в Англии живём, где все давно отлажено в этом виде бизнеса. И, кстати, не зря Мишель Платини посоветовал российским олигархам покупать свои команды, а не европейские.
- Если в футболе всё больше замешаны финансовые интересы, можно ли ожидать, что в этом сезоне нас ждут крупные скандалы вокруг судейства, обилие «странных» матчей?
- Все судьи ошибаются. Обидно, когда ошибка влияет на исход матча, как было у нас с «Локомотивом», когда Сухина «не заметил» опасной игры со стороны Одемвингие. Думаю, судья просто побоялся свистнуть на стадионе “Локомотива”. опасался, что ему потом будут говорить нелицеприятные слова. Судейских ошибок, разбирательств и жалоб будет много в этом сезоне. Игра становится все жёстче и быстрее. Потому и количество спорных моментов растёт. Ну и без «странных» матчей футбол никогда не обходится. Они были, есть и будут. Но могу точно сказать, что я ни одного продажного матча в своей карьере не играл. Никогда такого не было и будет. Я ко всем болельщикам отношусь положительно. И болельщики соперника не могут кричать с трибун, что я плохой человек - просто не за что.
- Вспомним финал Кубка России 2004 года. Задолго до него шли разговоры, что кубок отдадут «Тереку» по политическим соображениям. И вот ещё в первом тайме вас неожиданно заменяют, вы в сердцах бросаете капитанскую повязку на землю, и болельщики думают: «Ну точно! Тиша знал заранее…»
- Нет-нет, повязку я не бросал. Просто было неприятно, что меня решили заменить так рано, но таково было решение тренера. А были там закулисные игры или не были, честно скажу: я не знаю. Никого обвинять не могу. Просто «Крылья» в тот день сыграли слабо.
- Чемпионат Европы разбивает наше первенство на две части с большим перерывом. Это как-то отразится на его ходе, форме игроков?
- Пауза всегда даёт о себе знать. И нелегко предсказать, кому она пойдёт на пользу, а кому нет. Слабые команды могут подтянуться. А те, у кого всё было хорошо - наоборот, могут и растерять форму. Это палка о двух концах.
- Андрей, почему, по-вашему, в странах бывшего соцлагеря вызрели такие топовые команды, как сборные Чехии, Румынии, Польши, Хорватии? А сборная России, где и населения побольше, и футбольные традиции побогаче, на голову их слабее?
- Не знаю. Думаю, в начале 90-х, когда был развал экономики, политические потрясения, у нас упустили футбольное поколение. Тогда они были мальчишками, но ими никто не занимался, поэтому сейчас высококласнных молодых футболистов у нас нет.
- В Югославии был не только развал страны, но и война. А там, кроме Хорватии, ещё и Сербия хорошо играет.
- Ну, значит, там более талантливые футболисты. Но я считаю, у нас хорошая сборная. Дай бог, чтобы на Евро продвинулись подальше. Хотя бывает, что наши игроки выходят на поле, не до конца понимая, что за национальную команду нужно выкладываться до конца. Так было в последнем матче с румынами.
- Может, большие заработки расхолаживают футболистов? Они-то знают, что клубах всё равно получат свои миллионы. И лимит легионеров повышает спрос на игроков с российским гражданством.
- Конечно, есть перебор в финансовом плане. Но что делать, если таковы реалии футбольного рынка? Он диктует свои правила и цены. Спрос и предложение находят друг друга. Рынок поднялся, приезжают легионеры, а почему наши должны получать меньше, чем они? И потом, работа футболиста – нелёгкий хлеб. Представьте, человек с 9 лет живёт в особом режиме, есть некоторый дискомфорт, постоянные тренировки, нагрузки. Футболисты жертвуют своим здоровьем, 20 лет жизни они кладут на то, чтобы не укреплять его, а только гробить! Получают травмы, становятся инвалидами… И в 40 лет у человека внутренности, как у 55-летнего. Почему на это никто не обращает внимания, а всех интересуют только заработки? Я считаю, это неправильно. Хотя должен признать: есть футболисты, которые получают незаслуженно большие зарплаты. Но кто платит деньги, тот и решает.
- Вы тоже выступали за сборную России во второй половине 90-х. Можно сравнить ту команду и нынешнюю?
- Сравнивать трудно, тогда играли в несколько иной футбол. Сейчас он стал более атлетичным и скоростным. Но та сборная выглядела более слаженным коллективом. Класс был повыше.
- Как Хиддинку решать «проблему Аршавина»? Кто его может заменить, по-вашему?
- Думаю, Андрея надо брать на Евро. Но при этом стоит понаблюдать, как перед чемпионатом себя проявят и другие игроки. Есть у нас достойные кандидатуры. Хиддинк вывел команду на Евро, и это уже достижение. Значит, ему по силам решить и «проблему Аршавина».
- Некоторые отечественные специалисты уверены, что России не нужен тренер-иностранец. Мол, свои не хуже. Ваше мнение?
- Хиддинк хорошо работает, он доказал это. А те, кто говорит, что свои не хуже, пусть встанут у руля и выведут команду из отборочной группы. Считаю, голландцу надо дать спокойно доработать до конца положенного контрактом срока, а потом делать выводы У всех тренеров бывают осечки, неблагоприятные стечения обстоятельств. А Хиддинк, как говорят, везунчик. Значит, способен притягивать к себе благоприятные стечения обстоятельств.
- Кого считаете фаворитом турнира?
- Одни из фаворитов – хорваты. И, уверен, наши болельщики после того праздника, который подарила нам эта сборная, переиграв осенью англичан на их поле и выведя тем самым на Евро Россию, будут болеть в том числе и за хорватов.
- Когда при Гаджиеве вы уходили из «Крыльев», главным доводом было ваше желание жить в Москве. А теперь вернулись в Самару. Что стало основным стимулом?
- Три года я провёл в «Химках». Но «Крылья» ставят перед собой более высокие задачи. Почему бы не поиграть один год с такой командой? Под занавес карьеры хочется прыгнуть чуть выше. У меня контракт с «Крыльями» на один год, но пока я не могу сказать, что после этого завершу карьеру. Когда Мальдини задавали такой вопрос, он отвечал: «Я не уверен, что этот год последний». И в 39 лет он продолжает выступать за «Милан». Всё здесь зависит от здоровья. У меня задача доиграть этот год, а потом будем думать.
- Поступали ли вам предложения вернуться в «Спартак»?
- Нет. Зачем им такой возрастной игрок? У них, может, сейчас старше 25 лет никого и не берут, я не знаю точно. Мне предложений не было.
- А вы были бы готовы вернуться туда, если бы были?
- Это провокационный вопрос. Конечно, «Спартак» остаётся в моей душе. Но сложно вот так сейчас ответить.
- Как оцениваете роль Олега Романцева в российском футболе?
- Я благодарен этому человеку. Считаю, что он привёл большой футбол в нашу страну. При нём «Спартак» уважали в Европе, мы постоянно выступали в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА.
- До 100 мячей в чемпионатах России вам осталось считанное количество голов. Скорее всего, в этом году вы их забьёте. С чем можно сравнить это ожидание?
- Да нет никакого ожидания. Я к этому и не стремлюсь, это всего лишь статистика. Даже не могу сказать, сколько игр сыграл в чемпионатах. Есть люди, которые ведут статистику, но у меня другая профессия.