121

Формула-1 встала с ног на голову: и последние стали первыми

Последние стали первыми: «Браун GP» лидирует, а первая «конюшня» по итогам прошлого сезона — «Феррари» — лишь в четвертой гонке набрала очки. Смена лидеров случилась из-за изменений в правилах, внесённых ФИА для уравнения шансов команд на победу. Следующий шаг ФИА в этом направлении — ограничение максимального бюджета команд —

встретил протест со стороны лидеров — «Феррари» и «Рено», которые пригрозили покинуть «Форумулу-1» в следующем сезоне. 21 июня на автодроме «Сильверстоун» пройдет «Гран-при Великобритании». Здесь началась история Королевских гонок и здесь на домашнем этапе для лидера Дженсона Баттона станет ясно, насколько серьезны его претензии на ттул-2009. Лучшего момента, чтобы начать разбираться в перипетиях борьбы самых быстрых гонщиков планеты не придумаешь.

 

«Формула-1» - это люди

«Быстрый финн» и «Англичанин – негр» еще недавно были персонажами анекдотов. Сегодня улыбчивый темнокожий британец Льюис Хэмилтон и холодный скандинав Кими Райкконен – главные действующие лица гоночного спектакля. Правда, в вышеупомянутых амплуа они пребывают только между гонками. Во время «Гран-при» создается ощущение, что их меняют местами. Хэмилтон – умный, техничный, рассудительный гонщик. Райкконен – бесстрашный и даже безрассудный и, по общему признанию, самый быстрый пилот современной «Формулы-1».

У Кими стальные нервы. К примеру, у финна есть такой ритуал: за пару часов до старта гонки, когда напряжение достигает максимума, он как ни в чем не бывало отправляется спать. Сон – вообще любимое занятие Райкконена. Правда, дважды за последние годы он умудрился «проспать» чемпионский титул: в 2003 и 2005 годах оставался вторым. Но все равно - в 2007 году победил финн. А в прошлом сезоне - Хэмилтон.

Самый колоритный персонаж Королевских гонок – это босс «Формулы-1» Берни Экклстоун: маленький гигант больших гонок привык быть первым во всем. Несмотря на высокий статус, жесткий характер, преклонный возраст (78 лет) и богатство (по оценке «Форбс», его состояние – $3,4 млрд), все обращаются к Экклстоуну по имени – Берни. Если вам когда-нибудь посчастливится оказаться в паддоках «Формулы-1», вы с первого взгляда узнаете его. В нем 158 см роста, и он всегда одет в белую рубашку с расстегнутым воротом.

До недавнего времени Экклстоун был женат на хорватской манекенщице Славике Малич. Выглядела супружеская чета забавно – жена была на 30 см выше и в два раза младше мужа. В прошлом году супруги расстались, и теперь Берни ждет бракоразводный процесс, обещающий сильно уменьшить его состояние.

«Формула-1» - это автомобили

Болиды Королевских гонок – верх конструкторской мысли. Это не серийные автомобили: они специально конструируются для соревнований, при этом многие технические новинки перекочевали с «формул» на серийные модели. Отличить «формулы» легко: все они – с «голыми», т.е. вынесенными на специальных рычагах, колесами. Кокпит (другое название – монокок) - основная деталь болида, в нем сидит гонщик, к нему крепятся остальные детали, и на него ставится номер машины. Все детали «формулы» могут быть заменены, кроме кокпита. Руль болида легко снимается и крепится уже после того, как пилот занял место в машине. Передние колеса на «формулах» меньше, чем задние. Это для того, чтобы уменьшить коэффициент лобового сопротивления, а задние шире и выше для того, чтобы увеличить площадь контакта колеса с дорогой и, соответственно, повысить сцепление.

Тормозные колодки изготавливаются из композитных материалов. Каких именно – секретная информация. А секреты конструкции болидов команды охраняют, как военную тайну. Скандалы, связанные с промышленным шпионажем, случаются постоянно. В последнем были задействованы две ведущие команды «Формулы-1»: весной 2007 года бывший главный механик «Феррари» Найджел Степни выкрал у своей команды секретную техническую документацию и передал ее Майку Кофлэну, работавшему тогда в «Макларене» шеф-дизайнером. Расследование продолжалось почти год, вердикт суда – баснословный штраф «Макларену» - $100 млн!

«Формула-1» - это команды

В чемпионате мира соревнуются не только пилоты, но и команды, лучшая из которых получает Кубок конструкторов. Это справедливо, ведь от инженеров-конструкторов все зависит больше, чем от пилотов. Команды, участвующие в гонках «Формулы-1», обязаны сами производить болиды. Двигатель может быть заимствован – в этом сезоне, к примеру, «Торо Россо» использует двигатели «Феррари», «Уильямс» - «Тойоты», «Ред Булл» - «Рено», а «Браун GP» и «Форс Индия» - «Мерседеса». Но шасси и аэродинамический обвес конструируются каждой командой отдельно. Правда, и тут есть исключения – шасси «Ред Булла» и «Торо Россо» почти одинаковы. Но это и не удивительно: «Торо Россо» - дочерняя команда «Ред Булла». Команды и называются-то одинаково – «Красный бык», только одна – по-английски, а вторая – по-итальянски.

Интересно, что лишь одна «конюшня» - так по аналогии со скачками называют команды «Формулы-1» - участвовала во всех чемпионатах начиная с 1950 года – это «Феррари». Остальные не выдержали гонки со временем. В нынешней «Формуле-1» почти не осталось частных «конюшен», таких как «Уильямс» (принадлежит британцу сэру Фрэнку Уильямсу). Остальные либо представляют мировых автогигантов – «Феррари», «Тойота», «Рено», либо заручаются поддержкой международных корпораций - «Ред Булл».

У некоторых команд даже можно выстроить генеалогическое древо. Например, новичок этого сезона «Браун GP» - это бывшая «Хонда», сошедшая с «трассы» «Формулы-1» в прошлом году. В 1990-х же японский автоконцерн купил дышащий на ладан «БАР», который, в свою очередь, унаследовал место в чемпионате мира у великого «Тиррелла».

В «Гран-при» от одной «конюшни» участвуют максимум два пилота, при этом за кадром остаются десятки членов команды – от босса до повара. Только механиков на пит-стопе, во время которого происходят смена резины и дозаправка, требуется добрая дюжина.

Пит-стопы – это вообще отдельная история. «Конюшни» соревнуются друг с другом, меняя колеса и дозаправляя болид в считаные секунды. У каждого механика – своя роль. Пусть и небольшая: двое поднимают болид, четверо снимают колеса, четверо ставят новые, один дозаправляет. Есть даже человек, в функции которого входит держать «леденец» - длинную палку с табличкой, на одной стороне которой написано «тормоз», на другой – «первая передача». Таким образом отдаются команды гонщику, который во время пит-стопа не вылезает из болида. Малейшая ошибка - и получится, как в прошлом году в Сингапуре, когда «Феррари» Фелипе Массы уехала с пит-лейна с топливным шлангом, торчащим из бензобака!

«Формула-1» - это трассы

Самый известный этап Королевских гонок, пожалуй, «Гран-при Монако». Трасса проложена прямо по улицам Монте-Карло, почти половина – по набережной, так, чтобы гонку могли видеть не только зрители на трибунах, но и болельщики на яхтах. Все «Гран-при» проводятся три дня – в пятницу тренировки, именуемые «свободными заездами», в субботу – квалификация, которая определяет порядок расстановки болидов на старте гонки, проходящей в воскресенье. Но для этапа в игорной столице Европы сделано исключение – он длится четыре дня, один из которых отводится на светские мероприятия.

В этом сезоне после небольшого перерыва «Гран-при Японии» вернулся на «Судзуку» (этап пройдет 4 октября). Эта трасса знаменита тем, что здесь чаще, чем где бы то ни было в последние годы, решалась судьба чемпионского титула. «Гран-при Японии - 1990» вообще известен как «Битва при Судзуке». Тогда у бразильца Айртона Сенны было преимущество в очках и его устраивал расклад, при котором и он, и его партнер по команде и соперник в борьбе за победу француз Ален Прост сходили с трассы. В первом же повороте бразилец, подвергая опасности жизнь и свою, и француза, протаранил Проста. Таким образом, Айртон во второй раз стал чемпионом мира, а Ален тут же сменил команду.

Перед «Гран-при Японии» чемпионат мира заедет в Сингапур (27 сентября). Это единственный этап, который проходит ночью. Сделано это было для удобства европейских болельщиков, которым иначе из-за разницы во времени неудобно было бы смотреть трансляцию из Сингапура.

Наконец, закончится чемпионат мира 1 ноября этапом в ОАЭ. «Гран-при Абу-Даби» - единственный, который проходит на искусственном острове. Называется он Яс, и на его постройку было потрачено $40 млрд.

«Формула-1» - это деньги

Большие деньги, даже очень большие. Даже вышеупомянутый штраф в $100 млн не вызвал особо сильных эмоций у руководства команды. Речь, понятно, идет о «Макларене».

По величине доходов с пилотами «Формулы-1» могут соперничать только звезды заокеанских лиг, гольфисты да боксеры: гонорары ведущих гонщиков, таких как Райкконен, Хэмилтон и Алонсо, - десятки миллионов долларов. На протяжении последнего десятилетия Михаэль Шумахер соперничал с гольфистом Тайгером Вудсом за звание первого миллиардера от спорта. Красный Барон, как называют Шумахера, «сошел с трассы», заработав $800–900 млн.

Таким образом, первым миллиардером станет Вудс. Это событие ожидается в 2010 году. А вот вторым спортивным миллиардером, судя по всему, будет Льюис Хэмилтон. Контракт 24-летнего гонщика с командой оценивается в 300 млн за пять лет. Но и это еще не все. Маркетинговый потенциал симпатичного, не лезущего за словом в карман гонщика уже оценили такие гиганты бизнеса, как Vodafone и Tag Heuer, лицом которых Хэмилтон уже стал. Перспективы бренда «Льюис Хэмилтон», по оценкам многих экспертов, превышают возможности товаров «Тайгер Вудс» и «Дэвид Бекхэм»: ведь он первый гонщик-афроамериканец в «Формуле-1», мегаталантливый, к тому же сразу же начавший побеждать. Товары, рекламируемые таким человеком, разлетаются мгновенно.

Кризис, правда, сказывается и на «Формуле-1». Если два предыдущих сезона ведущие команды – «Феррари», «Макларен», «Тойота» - тратили без малого полмиллиарда долларов, то в этом году бюджет самой богатой «конюшни» не дотягивает и до 300 млн. Но даже такие деньги ни одному футбольному клубу в мире и не снились…

 

«Формула-1» - это скорость

Точнее скорость, помноженная на опасность. Даже на самой медленной трассе чемпионата мира в Монако болиды разгоняются чуть за 300 км/ч, что уж говорить о «Гран-при Италии» в Монце, где и 350 км/ч – норма. Малейшая ошибка в пилотировании может стоить гонщику жизни. С 1954 года 23 пилота погибли. Последний и самый трагичный гоночный уик-энд прошел в 1994 году в Сан-Марино: в квалификации насмерть разбился австриец Роланд Ратценбергер, а во время гонки погиб великий Айртон Сенна – его болид на скорости 310 км/ч сорвался с трассы в повороте и врезался в отбойник.

Но разгон - еще не самое страшное: резкое торможение куда опаснее. Перегрузки космические! На некоторых трассах зрителей катают на двухместных болидах. Будете на «Гран-при» - попробуйте. Вот только завтракать в этот день не советую.

Смотрите «Формулу» по телевизору? Радуйтесь: от шума двигателей болидов Королевских гонок у болельщиков на стадионе закладывает уши, и им выдают специальные наушники. Да и разобраться в перипетиях борьбы на трибуне, хотя там и объявляют о происходящем на трассе, проблематично. Особенно к концу гонки, когда фавориты обгоняют аутсайдеров на несколько кругов. Телекамера же постоянно следит за лидером. Его преимущество над преследователями графически отображается внизу экрана.

Женщины в «Формуле-1»

Мало кто знает, но в Королевских гонках выступали не только мужчины, но и женщины. Их было пять.

Самая первая

Дочь итальянских аристократов Мария-Тереза де Филиппис. В 1958 году она заявилась на «Мазерати» на «Гран-при Монако». Пройти квалификацию ей не удалось – итальянка была лишь 22-й. При этом небольшую победу она все же одержала, обогнав аж девять пилотов-мужчин. В числе которых, кстати, был босс «Формулы-1», а в то время гонщик-неудачник Берни Экклстоун.

Самая успешная

Лелла Ломбарди – единственная женщина, сумевшая набрать очки в Королевских гонках. Случилось это 27 апреля 1975 года на «Гран-при Испании». На 26-м круге ошибся лидер гонки Рольф Штоммелен – его болид вылетел с дороги и убил пять зрителей. Немного подумав, судьи решили остановить гонку. В это время на трассе осталось всего восемь машин, среди которых был и «Марч» Ломбарди. Итальянка заняла шестое место.

Самая быстрая

Британка Дивайна Галика интересна тем, что пришла в «Формулу-1» из горных лыж. Она была рекордсменкой страны в скоростном спуске – 200,699 км/ч. «Гран-при Великобритании» 1976 года стал в своем роде уникальным: в нем приняли участие сразу две женщины: Галика сумела опередить Ломбарди в квалификации, но пройти отбор ни той, ни другой не удалось.

Самая талантливая

Южноафриканка Дезире Уилсон. Она стала первой и пока единственной женщиной, сумевшей одержать победу за рулем болида «Формулы-1»: в 1980 году Уилсон выиграла гонку британской серии «Аврора Ф1» в Сильверстоуне.

Самая красивая

Итальянка Джованна Амати стала последней на сегодняшний день женщиной, пробовавшей свои силы в «Формуле-1». Некогда великая команда «Брэбэм» переживала трудные времена и могла позволить себе только пилотов, которые сами оплачивали свое место. Амати, до этого выступавшая в «Формуле-3000», смогла себе это позволить.

 

 

Гонки и очки

Система начисления очков в «Формуле-1» такова: за первое место – 10 очков, за второе – 8, за третье – 6, за четвертое – 5, за пятое – 4, за шестое – 3, за седьмое – 2, за восьмое – 1. Если гонка по какой-то причине была остановлена и при этом лидер не прошел двух кругов, этот «Гран-при» не идет в зачет чемпионата. Если же лидер прошел больше двух кругов, но меньше 75% дистанции, то очки, набранные первой восьмеркой, делятся пополам. В последний раз такое случилось на «Гран-при Малайзии» этого года.

Цифры и факты

С 1973 года в «Формуле-1» принято, что номер 1 должен получать чемпион мира предыдущего сезона, вне зависимости от того, остался ли он в своей команде или перешел в другую. Соответственно, с номером 2 ездит его напарник по команде, вне зависимости от занятого им самим места в предыдущем чемпионате. Из-за суеверий болида под номером 13 в Королевских гонках нет. Правда, в истории «Формулы-1» было пять человек, бросивших вызов судьбе, взяв № 13: Мойзес Солана, Клив Транделл, Карел Годен де Бофор, Мориц фон Штрахвиц и Дивайна Галика.

Краткий формульно-русский словарь

Болид - гоночный автомобиль

Бокс – «гараж» команды «Формулы-1»

Маршал - рабочий персонал автодрома. В его обязанности входит забота о безопасности

Монокок - несущая конструкция болида, к которой крепятся все остальные узлы

Моторхоум - передвижной «дом на колесах», в котором во время «Гран-при» располагается пресс-центр команды, а также столовая, тренажерный зал, комната отдыха и все необходимое для команды

Паддок - место, где располагаются моторхоумы команд. Находится позади пит-лейна

Пит-лейн - участок трассы, по которой болиды подъезжают к боксам

Пит-стоп - остановка гонщика в боксах для смены резины и дозаправки

Прогревочный круг - непосредственно перед стартом пилоты делают один круг, чтобы прогреть резину и тормоза. Обгоны на прогревочном круге запрещены

Пэйс-кар - машина безопасности, которая едет перед пелетоном в случае приостановки гонки

Стюард - персонал, служащий для вынесения решений о наказаниях, штрафах. Стюарды следят за соблюдением правил во время гонок

Шикана - резкий поворот или последовательность поворотов

Шпилька - поворот на 180 градусов

Язык флагов

С помощью флагов гонщику передается необходимая информация.

Зеленый флаг - показывается перед стартом

Красный флаг - прекращение гонки, все пилоты должны вернуться на стартовое поле или в боксы

Синий флаг – знак «уступить дорогу». Показывается пилотам, к которым приближаются соперники, обгоняющие их на круг

Белый флаг - предупреждает гонщика о том, что болид, едущий впереди, движется с опасно медленной скоростью

Желтый флаг - обозначает опасность на трассе. Запрещает обгоны и сообщает о необходимости снизить скорость

Желто-красный флаг - сигнализирует о том, что на трассу из машины вылилось масло, а также сообщает гонщикам о том, что начинается дождь

Черный флаг – показывается вместе со стартовым номером гонщика. Обязует пилота заехать в боксы, остановить болид и выйти из него

Клетчатый флаг – сигнализирует об окончании гонки

ФАКТ

В 2004 году на носовые обтекатели двух «Ягуаров» один из спонсоров команды установил по огромному бриллианту стоимостью $250 000. Как назло один из гонщиков – Кристиан Кляйн – сразу же после старта врезался в ограждение. Брилллиант искали несколько дней, да так и не нашли. Будете в Монте-Карло, поищите.

Новый персонаж

Обратите внимание и на открытие этого сезона – Дженсона Баттона. В 29 лет многие заканчивают с гонками, но англичанин именно в этом году проводит свой лучший сезон в карьере. Раньше же Дженсон – один из самых талантливых пилотов Королевских гонок – пользовался заслуженной славой невезучего. Баттону катастрофически не везло с командами – первые четыре года выступлений в «Формуле-1» он их менял как перчатки – по одной в год. Пока, наконец, не пришел в БАР. Здесь он занял третье место по итогам чемпионата мира-2004, однако, через год команда прекратила свое существование – ее купила «Хонда». На «Хонде» Дженсон выиграл свой первый «Гран-при» в 2006 году, но в прошлом сезоне японский автогигант покинул «Формулу-1». Перед этим сезоном Баттон оказался фактически безработным – готовый сценарий для продолжения фильма «Невезучие». Но неожиданно судьба отблагодарила англичанина за долготерпение – команду выкупил ее бывший шеф Росс Браун. И с «Brawn GP» Дженсон неожиданно стал выигрывать все подряд: в четырех стартовых гонках сезона – три победы и третье место. Что-то будет дальше?

Как попасть в «Формулу-1»?

Почти все автогонщики с мировыми именами начинали свой путь на подиум «Формулы-1» с картинга. Причем многие, как, например, испанец Фернандо Алонсо, садились за руль очень рано – в 3-4 года. Следующая ступенька в гоночной иерархии -- «Формула Рено 2000». В этом классе все участники ездят на одинаковых автомобилях: с одинаковыми шасси и двигателями. Иногда случается, что гонщик «Формулы Рено 2000» сразу попадает в «Формулу-1». Так, например, произошло в 2001 году с Кими Райкконеном. Но это, скорее, исключение из правила. Обычно после «Формулы Рено» спортсмен переходит в «Формулу-3» или серию GP2. GP2 – это уже то, что принято называть «большими формулами». С этого класса начинается высший уровень мирового автоспорта. Выше GP2 в формульной иерархии, находится только мечта любого мальчишки – «Формула-1».

ФАКТ, да и только

В 2004 году на носовые обтекатели двух «Ягуаров» один из спонсоров команды установил по огромному бриллианту стоимостью $250 000. Как назло один из гонщиков – Кристиан Кляйн – сразу же после старта врезался в ограждение. Брилллиант искали несколько дней, да так и не нашли. Будете в Монте-Карло, поищите.

 

ПРАВО РУЛЯ

Руль болида «Формулы-1» съемный. Он крепится уже после того, как пилот занял место в кокпите.

У каждой команды свои ноу-хау конструкции руля, к тому же при его сборке учитываются пожелания

пилота. Вот как выглядит руль чемпиона мира 2008 года англичанина Льюиса Хэмилтона из «Макларена»

 

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Сезон-2009 — самый непредсказуемый за последние 15 лет: такой серьезной смены свода правил создания машин «Формула-1» не знала с 1994 года. Конструкторы теперь поставлены в равные условия, так что любая из команд может как выстрелить, так и провалиться. Что же именно изменилось в техническом регламенте?

 

Все права на этот материал принадлежат журналу «Идея Икс». При опубликовании этого материала в Интернете обязательна ссылка на журнал «Идея Икс» и сайт AIF.RU. Новый номер журнала - в продаже с 1 июля 2009 года

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях


Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы