«Благими намерениями вымощена дорога в ад» — выражение, с которым многие могут не соглашаться, раз за разом ошибаясь. Так произошло и с чемпионом мира по бобслею 2011 года, немецким спортсменом Мануэлем Махатом. Решив помочь российскому коллеге по цеху, бобслеисту и двукратному чемпиону Сочи-2014 Александру Зубкову, он оказался в опале у себя на родине.
Махат, не прошедший квалификацию на Олимпийские игры, согласился отдать полозья от своего боба, которые были заказаны немецкой федерацией бобслея в Швейцарии нашему чемпиону Зубкову. В итоге российский спортсмен выиграл соревнования, а благородный немец пострадал, получив не только штраф в 5000 евро от собственной федерации, но и отстранение от участия в любых соревнованиях сроком на один год.
То, что весь мир посчитал бы верхом благородства и взаимовыручки, в Германии восприняли как предательство и подрыв национальных интересов.
Кстати, в соревновании четвёрок немецкие спортсмены остались лишь шестыми, отстав от экипажа Зубкова почти на секунду, а в двойках и вовсе заняли восьмую строчку с отставанием от россиян более чем на полторы секунды. В бобслее такую разницу во времени на финише одними полозьями не объяснить.
Но бобслей насколько благородный вид спорта, настолько и падок на низменные чувства. Все прекрасно помнят, как весь мир шокировали кадры дикой радости того же Александра Зубкова в момент падения их соперников за медаль Ванкувера-2010, канадцев. На Сашу тогда вылилось много ведер грязи, а его имидж в России окончательно очистить не помогли даже две золотые медали в Сочи.
Биатлон
Зато на ум сразу пришла другая история, произошедшая там же – в Сочи. После того как аппарат для подготовки лыж к гонке, имевшийся в распоряжении сборной Германии по биатлону накрылся медным тазом, представители российской команды без проблем поделились своим устройством, проявив настоящее благородство.
Справедливости ради стоит отметить, что немецкие сервисмены были весьма удивлены такому повороту событий. Они никак не ожидали, что страна-конкурент может пойти на такой широкий жест. Видимо, и в том и в другом случае сказывается разница в менталитете.
Лыжи
Но эти два случая – не единственные примеры настоящего спортивного благородства, которые подарила миру Олимпиада в Сочи. Мы все прекрасно помним, как в одном из эпизодов во время лыжных гонок представитель сборной Канады выручил нашего лыжника.
Антон Гафаров повредил лыжу при падении в мужском спринте. Второе падение напрочь вывело инвентарь из строя – на ноге спортсмена болтались две палки, скреплённые какой-то прокладкой, ни разу не напоминающей лыжу.
Не долго думая, на выручку нашему спринтеру пришёл один из тренеров сборной Канады, которым оказался американец Джастин Уодсворт, отдавший нашему соотечественнику запасную лыжу, предназначавшуюся канадцам. Вряд ли его кто-то наказал за такой красивый поступок.
Бобслей
Готовность помочь своим друзьям по спорту проявили и несколько бобслеистов из разных сборных, когда по прибытии в Сочи, сборная Ямайки не обнаружила в грузовом отсеке самолёта ни боба, ни оборудования для соревнований. Боб быстро нашли, но всё те же полозья потерялись надолго. Отдать свой инвентарь предложили американцы, швейцарцы и японцы. Благо, это не потребовалось, потому что ямайский груз всё-таки прибыл к самому началу второго тренировочного дня двухместных экипажей.
Кстати, история бобслейного благородства насчитывает не один десяток лет и уже перевалила полувековой рубеж. В 1964 году итальянский бобслеист Евгенио Монти, заметив, что у коллег из Британии вылетел крепёжный болт и это грозит им не только поражением, но и серьёзными травмами, поделился своим инвентарем. Тогда Монти шёл лидером. В итоге же, победу одержали британцы, а Монти стал третьим. Но в историю вошла не победа представителей туманного Альбиона, а благородство итальянца.
Футбол
Но благородство свойственно не только представителям зимних видов спорта. Даже в суперконкурентном футболе нет-нет, да и проскакивают моменты, которые заставляют трепетать сердце. Например, в 2012 году один из футболистов подошёл к судье и попросил не засчитывать гол, который он забил в ворота соперника, объяснив, что сделал это не по правилам – рукой. И пусть это было в Германии. Пусть во второй Бундеслиге. Пусть футболист выступал за «Санкт-Паули». На даже его поступок достоин уважения. Не обязательно же совершать его на Олимпийских играх.
В том же году пример со своего соотечественника взял и более увесистый футбольный персонаж – Мирослав Клозе. Выступавший тогда за итальянский «Лацио», немец попросил отменить засчитанный судьёй гол в ворота «Наполи». Он забил рукой. Римский клуб тогда проиграл 0:3, но Мирославу никто не посмел высказать ни слова упрёка.
Кстати, в отличие от обычного трудяги из второй лиги Германии, величайший футболист современности, Диего Арманда Марадона оказался не способен на такое благородство, признав, что сыграл рукой лишь по окончании матча. Так на свет появилась знаменитая Рука Бога.
Но не всё зависит от важности турнира и уровня команд, выходящих на поле. Это подтверждает легендарный капитан сборной СССР Игорь Нетто и его поступок. Советская команда играла с сильным соперником — Уругваем. Борясь за выход из группы на чемпионате мира, команды играли вничью 1:1, когда мяч влетел в ворота южноамериканцев. Судья уже показал на середину поля, засчитав взятие ворот, когда к нему подошёл Нетто и сказал, что гол был забит не по правилам. Оказывается, мяч проскользнул в сетку ворот с внешней стороны, найдя дырку между самой сеткой и штангой. В итоге СССР выиграл, забив ещё один мяч, уже по правилам.
Бег
А как бы вы отнеслись к сопернику, по незнанию начавшему праздновать победу, когда до окончания дистанции оставались считанные метры, а у вас была возможность пересечь черту первым? Многим победа белой пеленой закрыла бы глаза, а ноги бы сами понесли к крупному денежному выигрышу.
Но испанский бегун Иван Фернандес Анайя был выше этого. Когда он увидел, что бронзовый призёр Олимпийских Игр в Лондоне в беге с препятствиями на 3000 метров кениец Абель Мутаи добежал до финишной прямой первым, но за 10 метров до финиша внезапно остановился, посчитав, что уже его пересёк, он решил действовать благородно.
Испанец буквально вытолкал кенийца за черту финиша, отсавив себе лишь второе место.
«Мне важнее сохранить достоинство, чем выиграть золотую медаль», — заявил тогда спортсмен.