Если борьбу хотят исключить из программы Олимпиады, а слоупстайл на сноуборде добавить, значит, это кому-нибудь нужно.
Кто и для чего заигрывает с Играми, «АиФ» пытается понять с помощью Юрия Титова, благодаря которому художественная гимнастика и прыжки на батуте стали олимпийскими видами спорта.
С 1956 года я не пропустил ни одних Игр и насмотрелся всего. Закулисная борьба за медали была всегда. В 60-70-е в основном разыгрывалась политическая карта. Американцев сильно задело, когда спортсмены соцлагеря стали догонять США по многим фронтам. Тут и началась обработка членов Международного олимпийского комитета (МОК) и федераций капстран с целью отодвинуть нас от пьедестала. Объединившись в коалицию с австралийцами, американцы сумели пролоббировать свои интересы в плавании, расширив его программу на Олимпиаде почти в 3 раза (в США и Австралии, в отличие от СССР, был порядок с бассейнами, поэтому они доминировали в этом виде спорта). И началось: 100 м, 200 м, 400 м - одно и то же, только разные отрезки. Смотрите: если на Играх-52 в плавании разыгрывалось 11 комплектов наград, то в 68-м - уже 29 (сегодня - 34. - Ред.).
Мы, впрочем, в свою очередь, тоже не сидели на месте. С помощью друзей из Восточной Европы и Африки пропихивали своих кандидатов в международные федерации, которые укрепляли там наши позиции, меняли правила, уставы и т. д.
Комментарий | |
---|---|
«Какую работу надо провести с соцблоком и странами Африки, чтобы продвинуть своего человека в международную федерацию или изменить программу Игр в свою пользу, - эти вопросы были предметом обсуждения на Политбюро ЦК КПСС, - говорит Михаил Прозуменщиков, замдиректора Российского государственного архива новейшей истории. - По документам видно, что не всегда работа шла как по маслу. В частности, когда СССР пытался урезать программу плавания, где лидировали США, ГДР воспротивилась, т. к. немцы в плавании были тоже сильны. Но к концу 80-х интриги почти сошли на нет. Партии стало не до спорта». |
Не без купюр
Интриги приобрели другой характер, когда в спорт пустили коммерцию. И здесь ключевую роль сыграл Хорст Дасслер, сын основателя «Адидаса».
Это был талантище, который быстро оценил потенциал спорта как продукта на продажу. Для начала Хорст стал влезать в спортивные федерации, подписывать с ними контракты, а потом добрался и до МОК. Однажды в самолёте Дасслер подсел к Самаранчу (стал главой МОК в 80-м. - Ред.) и несколько часов убеждал его, рассказывая про бизнес на спорте. Самаранч слушал, записывал. Я сидел в том салоне и всё видел своими глазами.
В итоге Самаранч убрал из Игр деление на любителей и профессионалов, уже ставшее к тому моменту лицемерным (Олимпиада считалась любительским турниром, в котором нет места профессионалам, занимающимся спортом за деньги. - Ред.). Ведь, чтобы Олимпиадой заинтересовались коммерсанты, требовалось участие там сильнейших спортсменов мира. Именно под давлением Дасслера Самаранч создал группу спонсоров - ТОП-10 («Адидас», «Макдоналдс» и т. д.) и продал американской CNN за несколько миллиардов трансляции на несколько Игр вперёд.
Теперь это были уже не только амбиции отдельных стран, но и интересы корпораций. Скажем, компания вкладывает деньги в подготовку атлетов, те, в свою очередь, рекламируют её продукцию. И когда потрачена уйма денег, то, конечно, компания хочет, чтобы её спортсмены выигрывали. Тут можно где-то увеличить количество разыгрываемых медалей в дисциплине, а где-то и подыграть.
Опять же в том, что пошатнулись позиции борьбы на Олимпиаде, виноваты не только частые победы россиян. Дело в том, что продажа прав на телетрансляцию приносит МОК огромные доходы, при этом большая часть этой прибыли идёт из США. Так вот, заокеанский телезритель борьбу не принимает, несмотря на то что американцы тоже способны взять олимпийские медали. Эстетика ему чужда.
Зато вот - пляжный волейбол. С точки зрения олимпийского спорта это немножечко маразм, но ТВ-картинка отлично продаётся. Бегают девушки по песку, иногда грудь обнажается.
Или, например, шорт-трек на коньках. Казалось бы, кому он нужен, если выигрывает в основном Южная Корея? Но, во-первых, шорт-трек сделан под запросы ТВ - динамично, эмоционально, просто. А во-вторых, спонсорам (в числе которых корейский «Самсунг») важен рынок Азии, где можно развернуться.
Целуйте МОК
Когда я был избран главой Международной федерации гимнастики, мне спустили директиву: давай пробивай у нас в художественной гимнастике перспективы. Килланин (предшественник Самаранча. - Ред.) сопротивлялся. Тогда мы попытались развивать художественную гимнастику в «стане соперника», в т. ч. и в США, рассчитывая заинтересовать американские медиа-группы. Но в Америке не пошло: не ковбойский это вид спорта. Тем временем Килланина сменил Самаранч, и мы стали агитировать его. Приглашали на соревнования. Девчонкам я говорил: обнимайте, целуйте членов МОК, им будет приятно. А тут ещё испанец Самаранч увидел, что у Испании есть шанс на медаль, и сдался.
Что до батута, то сценарий был следующий. Мы договорились с австралийцами, у которых с батутом тоже всё было нормально. И они, организаторы Игр-2000, стали нашими союзниками. Плюс Даймонд, руководитель спортивных программ CNN, был моим другом. Он помог найти окно под батут в трансляциях. В Сиднее батут и художественная гимнастика принесли России 4 «золота». Министерство я за это попросил… поставить мне 4 бутылки коньяка. До сих пор их жду.
В общем, сейчас у нас есть и амбиции и деньги. Вот только для игр в Игры, для борьбы за свою борьбу этого мало. Здесь нужны организаторы, разбирающиеся во всех течениях, интригах, владеющие языками. Только я не вижу в этом направлении профессиональной и системной работы.