Напомним, что утром 8 октября в кафе, расположенном в центре Москвы, случилась драка, зачинщиками которой оказались известные футболисты Александр Кокорин («Зенит») и Павел Мамаев («Краснодар»). Пострадавшие от нападения директор Департамента автопрома и железнодорожного машиностроения Минпромторга Денис Пак и гендиректор ФГУП «НАМИ» Сергей Гайсин обратились в медучреждения и подали заявления в полицию.
Вскоре появилась информация о том, что еще до драки в кафе Кокорин с Мамаевым могли быть причастны к хулиганским действиям (порча автомобилей) и избиению другого человека…
«Дело Кокорина и Мамаева», судя по всему, будет развиваться сразу в нескольких плоскостях.
Уголовное законодательство
По заявлению Пака и Гайсина возбуждено уголовное дело по статье 116 УК РФ («Побои»), которая на данный момент является фундаментом обвинения.
— По данной статье возможен штраф и лишение свободы на срок до двух лет, — прокомментировал ситуацию специально для АиФ.ru спортивный юрист Евгений Морозов. — Статья также предусматривает примирение сторон. Однако решение о прекращении уголовного дела за примирением сторон выносит только суд. Если суд удовлетворит ходатайство о примирении, значит, уголовное дело будет прекращено, если откажет, соответственно, будет вынесен другой вердикт.
Кроме того, в процессе расследования статья 116, в зависимости от подтвержденных или опровергнутых обстоятельств, может быть переквалифицирована, например, на статью 213 («Хулиганство») или 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»), которые предусматривают более серьезное наказание (тюремный срок до восьми лет).
Дисциплинарные санкции РФС
«Дело Кокорина и Мамаева» по представлению президента РФС может рассмотреть Комитет РФС по этике. Его регламент (статья 34) предусматривает следующие санкции:
— замечание;
— штраф;
— лишение завоеванных наград;
— дисквалификация (отстранение) на определенное количество матчей, на определенный период или пожизненно;
— запрет на участие в любой деятельности, связанной с футболом.
«Закон для всех один, виновные понесут заслуженное наказание, — отметил в интервью порталу «Чемпионат.com» исполняющий обязанности президента РФС Александр Алаев. — Уверен, что МВД проведет компетентное расследование и установит все обстоятельства произошедшего. Такие случаи бросают тень на наш футбол. РФС, наша сборная старались сделать все, чтобы заслужить уважение и любовь болельщиков. На каждой нашей игре мы видим забитые стадионы, чувствуем поддержку людей. Мы знаем, что сейчас в сборной собраны достойные игроки. Мы очень внимательно подходим к отбору в команду, нам нужны не только отличные спортсмены, но и люди, разделяющие наши ценности. Они любят футбол, они настоящие профессионалы, уважают болельщиков, занимаются благотворительностью. При этом члены сборной — живые люди, могут пойти куда-то отдохнуть, но понимают, что имеют публичный статус, что за ними следят миллионы, что на них равняются дети...»
Дисциплинарные санкции клубов
Санкции со стороны клубов, с которыми у Кокорина («Зенит») и Мамаева («Краснодар») заключены действующие контракты, зависят от конкретных пунктов. Они могут быть самыми разными: от крупного штрафа до полного разрыва соглашения. Так, «Краснодар» уже заявил о том, что готов к расторжению контракта, который действует до конца 2019 года (по данным портала Sports.ru, ежегодные выплаты по нему составляют 2,4 миллиона евро).
«Этому не может быть никаких оправданий. Первое, что мы можем сделать, — применить все возможные санкции, указанные в контракте. Мы наложим на игрока максимальный штраф и отстраним от тренировок с первой командой, — говорится в заявлении, опубликованном на официальном сайте клуба. — К сожалению, контракты составлены таким образом, что они максимально защищают профессиональных спортсменов. Но мы сделаем все, чтобы этого добиться».
Руководство «Зенита» (контракт с Кокориным действует до конца сезона-2018/19 и «весит» около 3,5 миллиона евро в год) занимает пока более осторожную позицию: «Решение о наказании Кокорина будет вынесено после расследования, которое проведут правоохранительные органы. А инцидент вопиющий».
Возможная реакция «коллег по цеху»
«Это слишком кричащий инцидент, чтобы проводить какие-то параллели, — заявил АиФ.ru на условиях анонимности ( „Честное слово, не хочется пачкаться“) известный специалист, заслуженный тренер России, работавший в нескольких клубах РФПЛ. — Отговорки вроде „футболисты тоже люди“, „за всеми не уследишь“, „каждый имеет право на ошибку“ здесь точно не работают. Во-первых, речь, насколько я понимаю, идет об уголовном преступлении, а во-вторых, эти ребята, можно сказать, уже „рецидивисты“ (в моральном, конечно, плане). У них в головах ветер сквозит, они не знают, что такое честь флага, клуба, страны. В моих командах всякое случалось, разные были „проколы“, и партнеры по команде и тренеры всегда старались найти оправдания для тех, кто „накосячил“, но провинность провинности рознь. Думаю, коллеги-футболисты на сей раз Кокорина с Мамаевым, что называется, не поймут. Одни пашут на тренировках и рвут жилы в матчах, чтобы завоевать любовь болельщиков, а другим на это плевать. Поверьте, такие вещи в команде ощущаются очень остро. Кокорина клуб только-только вылечил, потратил кучу денег на его „кресты“, все условия создал для „золотого“ мальчика (только играй, Сашенька!), а он снова всех подставил. С Мамаевым в „Краснодаре“ особо не тютькаются, у Галицкого сильно не забалуешь, но репутационный ущерб от этого никак не уменьшится… Так что, думаю, в России у них будущего нет. Пусть едут куда-нибудь в Турцию. Или в Саудовскую Аравию: там за такие „подвиги“ пожизненный зиндан дают. Может, это их остановит?»