11 стадионов, более 100 тренировочных полей, 32 подготовительные базы, вокзалы, аэропорты, гостиницы, пути сообщения – всё это предстоит построить или модернизировать в России к 2018 году, когда в нашей стране будет проходить Чемпионат мира по футболу. Планы на пятилетку грандиозные, многим даже кажется, что непосильные. Так считают многие, но не министр спорта Виталий Мутко, который за пять лет до ЧМ-2018 пытался объяснить, как будет происходить самая масштабная стройка в истории современной России, сколько это будет стоить и кто всем этим будет заниматься.
Конечно, особое внимание привлекали не успехи, а те проблемы, с которыми организаторы Мундиаля уже столкнулись на пути к светлому 2018 году. Больше всего вопросов пока вызывает Екатеринбург, в котором не утихают споры за землю, на которой планируется построить стадион.
«Есть сложность в Екатеринбурге. Мы, конечно, понимаем, что год назад частный инвестор вложил около двух миллиардов и построил стадион. Для чемпионата России он подходит. Но тут встал выбор: либо мы исключаем Екатеринбург и не трогаем стадион, либо мы всё-таки решаем использовать этот мегаполис для организации Чемпионата мира 2018. Тут для нас самая большая проблема – это территория, которую занимает стадион и прилегающая площадь, на которой находятся больница, тюрьма и два объекта, которые застраивают частные инвесторы. Будем решать вопрос. Что же касается стадиона, ведь он тоже является памятником архитектуры, определённые решения найдены, они были обсуждены на градостроительных советах, обсуждены с населением и получили огромную поддержку», – объясняет Виталий Мутко.
В крайнем случае, если никто не согласится идти на попятный, может дойти и до исключения города из списка хозяев матчей ЧМ-2018.
«Чисто теоретически такая возможность существует. Я не вижу в этом проблемы. Организаторы просто обращаются в ФИФА, которая даёт разрешение. Вместо исключённого города будет выбран один из первоначального списка, который мы предоставляли во время представления своей заявки на проведение ЧМ-2018. Только из того списка, в противном случае наша заявка стала бы нелегитимной. Но мне не хотелось бы терять Екатеринбург. Я уверен, что нам удастся решить все вопросы и всё-таки провести ЧМ в этом городе», – рассказал Виталий Леонтьевич.
Проблемы существуют и в других городах. Калининграду, например, требуются огромные средства, чтобы подготовить территорию, прилегающую к гипотетическому пока стадиону, в вид, соответствующий стандартам проведения ЧМ.
«По Калининграду отдельный разговор. Город все мы знаем – он очень зажат, и строить практически негде. Нам предлагали три – четыре места, но они очень обременены существующими на них объектами. А выбранное нами место находится на острове, который находится в центре города. Это очень интересная территория, и её очень хотелось бы освоить. Но вы же понимаете, мы выделяем деньги только на строительство стадиона, а вся инженерная разработка лежит на городе. Есть выход. Правительство России уже дало поручение подготовить новую программу развития Калининградской области. В её рамках возможно выделение ресурсов на развитие этой территории. Есть и другие варианты, которые мы будем решать с правительством области», – поведал министр спорта некоторые хитрости финансирования подготовки к ЧМ вне федеральной программы этой самой подготовки.
Притчей во языцех стало строительство стадиона в Санкт-Петербурге. Но Виталий Мутко не просто уверен в успешном завершении главного российского долгостроя, но и надеется, что произойдёт это на год раньше намеченного срока – в 2015 году.
«В Санкт-Петербурге со стадионом уже никаких проблем нет. Игорь Шувалов его недавно посещал, я ездил туда пару недель назад – работа идёт. Ситуация в Питере нормализована, назначены ответственные люди, проект отдан в проектировку, и работа налажен и не останавливается. На наш взгляд, над проектом сейчас работает надёжный подрядчик со своими оборотными средствами – они уже вложили порядка 2 миллиардов. На реализацию проекта есть предельный срок, о котором они осведомлены, но, конечно, хотелось бы, чтобы стройка завершилась к 2015 году», – говорит Виталий Леонтьевич.
Москва, привыкшая к принятию международных мероприятий, наверное, лучше остальных городов готова к ЧМ-2018, но даже в столице не всё так гладко. Главный вопрос: что ждёт «Лужники»?
«Сейчас наступает время, когда пора определяться, что делать с большой спортивной ареной. Есть три варианта: полный снос и строительство заново, глубокая реконструкция и лёгкая реконструкция. На сегодняшний день решения нет. Стадион «Лужники», конечно, может быть памятником архитектуры, наследием и дорогим нам всем местом, но, если вы хотите моего мнения, он не отвечает никаким требованиям к проведению матчей чемпионата мира. Мы уже несколько раз разговаривали с мэром Москвы Сергеем Собяниным по этому вопросу, но решение пока не принято. Есть несколько вариантов подготовки стадиона к ЧМ-2018.
Сейчас идёт работа по разработке идеального проекта. Скоро всё должно решиться. Мы организовали встречу наших архитекторов и руководства ФИФА на кубке конфедераций в Бразилии. У них там будет большая дискуссия, по итогам которой мы поймём, какой вариант поддержит ФИФА. Есть желание обойтись минимальной реконструкцией. В таком случае вместимость арены может быть даже немного меньше требуемых ФИФА 80 000 человек на финальный матч. Это возможно, но только с согласия международной организации, которая тоже изучает экономический аспект этого вопроса и готова идти на встречу», – рассказал Мутко.
И наверное, главный вопрос, который после грандиозных скандалов в Сочи волнует каждого россиянина: сколько всё это удовольствие будет стоить?
«Сама программа подготовки к чемпионату мира, которую мы обсуждали с правительством, подразумевает привлечение частного капитала. У нас было огромное желание поддержать регионы в подготовке к ЧМ. Если убрать строительство стадионов, то траты на 80 % подразумевают под собой вложения в инфраструктуру: транспорт, безопасность, здравоохранение. Да одних только аэропортов, которые подпадают под программу, – десять штук. На всю эту программу мы планируем израсходовать 664,1 млрд рублей. Из них внебюджетных средств порядка 226,3 млрд рублей.
В первую очередь внебюджетные финансы будут привлекаться для создания инфраструктуры размещения. Нам сейчас необходимо построить и модернизировать 62 отеля. Конечно, частные инвесторы будут привлекаться для модернизации вокзальных и аэровокзальных площадей. В стадионы, тренировочные базы и другую спортивную инфраструктуру частные инвестиции идут очень слабо – очередь не стоит. Но есть и исключения, например, стадион «Спартак», который полностью построен на средства частного капитала», – отметил министр спорта.
Под каждый стадион будет выделено от 24 до 27 гектаров земли. Лишь в некоторых регионах встанет вопрос о выносе за пределы этой территории уже существующих объектов. За основу стоимости каждого стадиона взят опыт строительства главной арены Универсиады-2013 в Казани – порядка 15 миллиардов рублей.
Отдельную дискуссию и в обществе, и, как оказалось, в правительстве вызвал вопрос выделения 30 миллиардов рублей на обеспечение безопасности во время ЧМ-2018.
«Безопасность – это тема серьёзная. В программе мы предусмотрели 30 миллиардов рублей на эти цели. Финансирование будет проводиться открыто. Сама система обеспечения безопасности очень сложна. Некоторые элементы должны обеспечиваться уже на стадии строительства стадионов. Обеспечение безопасности затрагивает комплексную организацию деятельности правоохранительных органов во всех регионах, затронутых ЧМ-2018, и требует сотрудничества большого количества ведомств.
По закону, окончательная концепция должна быть утверждена главой государства. Вступит она в силу не ранее 2014 года, и размеры финансирование к тому времени могут претерпеть некоторые изменения. Поэтому те 30 миллиардов, которые мы запланировали на безопасность потратить, скорее, некий резервный фонд, нежели конкретная цифра. Не скрою, в правительстве были серьёзные споры по этому вопросу. Только подумайте, что некоторые ведомства лишь по своему направлению просили выделить средств больше, чем получилась в итоге вся сумма. МВД, допустим, просило сумму, в несколько раз превышающую заложенную на всю концепцию», – рассказал Виталий Мутко.